ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2024 года N 57

О государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"



В соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также статьей 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Создать государственную информационную систему "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - информационная система).

2. Определить оператором и заказчиком информационной системы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

4. Установить срок ввода информационной системы в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2024 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 января 2024 года N 57



Положение о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"



I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, основные функции государственной информационной системы "Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - информационная система), ее структуру, участников, порядок представления информации в информационную систему и получения доступа к такой информации, порядок информационного взаимодействия информационной системы с другими информационными системами, а также требования к техническим и программным средствам информационной системы.

2. Обладателем информации, содержащейся в информационной системе, является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя информации осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. Все исключительные права на программы для электронных вычислительных машин, полученные при создании и развитии информационной системы, принадлежат Российской Федерации в лице оператора информационной системы.

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

"информационная система" - совокупность программных и технических средств, средств связи, оповещения, автоматизации, информационных ресурсов и баз данных, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также информации о ландшафтных (природных) пожарах;

"доступ к информации, содержащейся в информационной системе" - возможность получения информации из информационной системы и ее использования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"личный кабинет пользователя" - инструмент обмена информацией между пользователями информационной системы;

"термическая точка" - тепловая аномалия, выявленная по результатам космической съемки после проведения тематической обработки.

II. Цель и задачи информационной системы

 

5. Целью создания информационной системы является информационное обеспечение и развитие системы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как части системы государственного управления с использованием инновационных технологий и цифровизации процессов поддержки принятия решения при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также предупреждении, мониторинге и ликвидации ландшафтных (природных) пожаров.

6. Задачами информационной системы являются:

а) обеспечение информационного взаимодействия участников информационной системы в цифровом формате (сбор, учет, хранение, обработка, анализ, а также предоставление информации);

б) осуществление мер информационной поддержки органов управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для принятия решений в области защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций.

III. Структура и основные функции информационной системы

 

7. В составе информационной системы функционируют 2 взаимосвязанных контура - закрытый, функционирующий в защищенной сети связи, и открытый, функционирующий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

8. Закрытый контур информационной системы представлен следующими структурными элементами:

а) геоинформационная система;

б) база знаний;

в) блок аналитики;

г) блок работы с данными дистанционного зондирования Земли;

д) блок "Паспорт территорий";

е) информационно-аналитическая система.

9. Открытый контур информационной системы реализован в виде сайта в сети "Интернет" и личного кабинета пользователя. Личный кабинет пользователя состоит из следующих блоков:

а) блок "Атлас опасностей и рисков";

б) блок "Паспорт территорий";

в) блок "Термические точки";

г) блок "Информационно-аналитическая система".

10. Функционирование информационной системы осуществляется через:

а) закрытый контур информационной системы, обеспечивающий возможность выполнения следующих функций:

сбор, хранение, обмен и визуализация оперативной и плановой информации;

ввод, поиск и хранение структурированных и неструктурированных медиа- и текстовых данных;

проведение расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций, ландшафтных (природных) пожаров с использованием расчетных модулей, разработанных на основе национальных стандартов Российской Федерации, методик и научно-методических подходов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти по направлениям деятельности;

проведение исследований данных, проверок гипотез и эффективности разрабатываемых аналитических подходов и получаемых результатов;

б) открытый контур информационной системы, обеспечивающий возможность выполнения следующих функций:

осуществление геопространственного анализа;

обеспечение информационного взаимодействия с закрытой частью информационной системы;

доведение до участников информационной системы ежедневного оперативного прогноза возникновения чрезвычайных ситуаций и результатов расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

оперативное доведение до участников информационной системы информации о термических точках.

11. В информационной системе могут создаваться иные подсистемы (блоки), необходимые для решения задач информационной системы.

IV. Создание, эксплуатация и развитие информационной системы

 

12. Создание, эксплуатация и развитие информационной системы осуществляются в соответствии с требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

13. В целях создания, эксплуатации и развития информационной системы оператор может привлекать (в том числе с передачей отдельных функций оператора) подведомственные организации, а также другие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Перечень и содержание работ и услуг по созданию, эксплуатации и развитию информационной системы, а также по обеспечению функционирования программно-технических средств информационной системы определяются оператором.

15. Создание, эксплуатация и развитие информационной системы осуществляются на основе следующих принципов:

а) обеспечение функционирования информационной системы как совокупности подсистем (блоков);

б) своевременность, полнота, достоверность и актуальность информации при ее размещении в информационной системе;

в) однократность ввода информации и многократность ее использования;

г) открытость и доступность информации, содержащейся в информационной системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне;

д) использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации в области импортозамещения;

е) обеспечение оперативного доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам;

ж) гибкость и адаптивность информационной системы к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;

з) обеспечение защиты содержащихся в информационной системе данных и разграничение прав доступа к ним.

V. Участники информационной системы

 

16. Участниками информационной системы являются:

а) оператор информационной системы;

б) поставщики информации - федеральные органы исполнительной власти, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации и организации в случае заключения ими с оператором информационной системы соглашения о представлении информации;

в) пользователи информации - федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации, а также иные юридические и физические лица.

17. Оператор информационной системы обеспечивает:

а) создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и развитие информационной системы;

б) координацию взаимодействия участников информационной системы;

в) разработку единых механизмов передачи и получения данных для взаимодействия с поставщиками и пользователями информации;

г) методическую и консультационную поддержку участников информационной системы по вопросам ее использования;

д) защиту информации, содержащейся в информационной системе, в том числе целостность, доступность и конфиденциальность обрабатываемой в ней информации;

е) разграничение прав доступа участников информационной системы к содержащейся в ней информации;

ж) информационное взаимодействие информационной системы с другими информационными системами, содержащими информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также информацию о ландшафтных (природных) пожарах.

18. Поставщики информации:

а) обладают доступом к информации, содержащейся в информационной системе;

б) передают в информационную систему информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также информацию о ландшафтных (природных) пожарах;

в) обеспечивают целостность, достоверность и установленную степень конфиденциальности информации, подлежащей передаче в информационную систему;

г) незамедлительно информируют оператора информационной системы о сбоях и нарушениях в ее работе, а также о нарушениях требований обеспечения информационной безопасности, о возникновении технических проблем, связанных с представлением информации, о сроках их устранения, об изменении действующих форматов данных и порядке представления информации (получения доступа к ней).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»