ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 года N 2323
Об утверждении Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(с изменениями на 28 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 года N 1439 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.10.2024, № 0001202410290042).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 80_3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542 "Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст.2836);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1834 "О случаях, при которых выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст.36; 2023, N 49, ст.8792).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "б" пункта 9 и пункта 10 (в части, касающейся проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде) Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2024 г.
4. Подпункт "б" пункта 9 и пункт 10 (в части, касающейся проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде) Правил, утвержденных настоящим постановлением, не применяются в отношении проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных или представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экологической экспертизы до 1 января 2024 г.
5. Пункты 13, 14, 16-21, а также пункты 22 и 23 (в части, касающейся заключения, указанного в пункте 7 статьи 80_3 Федерального закона "Об охране окружающей среды") Правил, утвержденных настоящим постановлением, не применяются при осуществлении ликвидации накопленного вреда окружающей среде, реализация которой начата до дня вступления в силу Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(с изменениями на 28 октября 2024 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - накопленный вред), в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда (далее - проект ликвидации), состав проекта ликвидации, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда и выдачи заключения, указанного в пункте 7 статьи 80_3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - заключение).
2. Ликвидация накопленного вреда осуществляется в отношении объектов накопленного вреда (далее - объект), включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
3. Организация ликвидации накопленного вреда применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.
4. Организация ликвидации накопленного вреда включает в себя:
а) проведение необходимых обследований объекта;
б) разработку проекта ликвидации;
в) утверждение проекта ликвидации;
г) проведение ликвидации накопленного вреда.
5. Проведение работ, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется лицами, определяемыми органами местного самоуправления муниципального образования, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящих Правил, или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями согласно полномочиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - исполнитель, заказчик).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)
6. Исполнитель проводит необходимые обследования объекта при разработке проекта ликвидации.
7. Проект ликвидации должен содержать следующие разделы:
а) раздел "Пояснительная записка и эколого-экономическое обоснование ликвидации накопленного вреда", включающий:
описание объекта, его площадь, месторасположение, сведения о границах объекта в виде схематического изображения на кадастровом плане территории (на выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости) или выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в случае, если границы объекта совпадают с границами земельного участка, а также информацию о правообладателях объекта (земельного участка, объекта капитального строительства, водного объекта);
информацию о компонентах природной среды, на которые оказывает негативное воздействие объект, степень такого воздействия (наличие на территориях, на объектах капитального строительства загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), концентрация которых превышает установленные нормативы качества окружающей среды и (или) санитарно-гигиенические нормативы, включая предельно допустимые концентрации химических веществ в водах водных объектов, атмосферном воздухе, почве);
информацию о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классе опасности отходов, расположенных на объекте;
сведения о нахождении объекта в границах Арктической зоны Российской Федерации, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий, а также в границах первой - шестой подзон приаэродромной территории, в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны;
информацию о количестве населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта;
обоснование планируемых мероприятий и наилучшие доступные технологии, а в случае их отсутствия - технологии, являющиеся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
описание требований к параметрам и качественным характеристикам мероприятий по ликвидации накопленного вреда;
обоснование достижения нормативов качества окружающей среды, гигиенических нормативов, обеспечения соответствия строительным нормам и правилам состояния земель по окончании работ по ликвидации накопленного вреда;
б) раздел "Содержание, объемы и график ликвидации накопленного вреда", включающий:
результаты обследования объекта, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава мероприятий по ликвидации накопленного вреда, в том числе почвенные и иные полевые обследования, а также лабораторные исследования;
состав мероприятий по ликвидации накопленного вреда в объемах, необходимых для достижения нормативов качества окружающей среды, гигиенических нормативов, обеспечения соответствия строительным нормам и правилам;
последовательность и объем проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда;
сроки проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ, в том числе график ликвидации накопленного вреда (помесячный);
планируемые сроки окончания сдачи работ по ликвидации накопленного вреда;
порядок осуществления заказчиком контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда, а также контроля за привлечением исполнителем к выполнению контракта субподрядчиков и сроками выполнения такого контракта;
в) раздел "Сметные расчеты затрат на проведение ликвидации накопленного вреда", включающий сводку затрат (при необходимости), локальные сметные расчеты, объектные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, сводный сметный расчет стоимости работ с приложением пояснительной записки.
8. В случае если при ликвидации накопленного вреда планируется снос объектов капитального строительства, их частей, в проект ликвидации включается раздел "Проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей" (за исключением случаев необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства), разрабатываемый в соответствии с требованиями к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства".
В случае если при ликвидации накопленного вреда планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, проект ликвидации приобщается к проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, разрабатываемой в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В случае если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель или консервации земель, в проект ликвидации включается раздел "Рекультивация (консервация) земель", который разрабатывается в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
9. Проекты ликвидации до их утверждения подлежат:
а) государственной экологической экспертизе;
б) проверке достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, за исключением проектов ликвидации, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемыми строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями;
в) государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности.
10. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями, в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 9 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня выдачи последнего положительного заключения утверждается заказчиком.
11. Ликвидация накопленного вреда проводится исполнителем в соответствии с проектом ликвидации, утвержденным заказчиком.
12. Заказчик осуществляет контроль за выполнением контракта на проведение ликвидации накопленного вреда в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящими Правилами.
13. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с привлечением представителей подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по соответствующим федеральным округам осуществляет наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда.
Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда осуществляется посредством использования систем (методов) дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, посредством отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории проведения ликвидации накопленного вреда, а также анализа полученной отчетности о ходе ликвидации накопленного вреда.
Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда осуществляется без ограничения срока его проведения.
Исполнитель не вправе препятствовать осуществлению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с привлечением представителей подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и представители подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений вправе запрашивать у заказчика информацию, необходимую для осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда.
В случае выявления фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней с момента их выявления уведомляет об этом заказчика.
14. Заказчик в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обеспечивает устранение фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации.
15. Заказчик направляет в течение 10 рабочих дней со дня выполнения мероприятий, предусмотренных проектом ликвидации, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования письменное извещение о завершении ликвидации накопленного вреда.
16. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 30 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 15 настоящих Правил, готовит заключение, содержащее обоснованные выводы о выполнении мероприятий в соответствии с проектом ликвидации, которые обеспечивают устранение накопленного вреда, либо отказ в выдаче заключения с обоснованием такого отказа.
17. Основанием для отказа в выдаче заключения является ликвидация накопленного вреда с отступлением от проекта ликвидации, утвержденного заказчиком и получившего положительные заключения, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил.
18. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет заказчику заключение либо отказ в выдаче заключения в электронном виде в течение 5 рабочих дней со дня утверждения заключения или со дня отказа в его выдаче.
19. После устранения причин отказа в выдаче заключения заказчик направляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования документы, подтверждающие устранение причин отказа в выдаче заключения.
20. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 30 календарных дней со дня получения документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил, готовит заключение либо отказ в выдаче заключения с обоснованием такого отказа.
21. Объект считается ликвидированным при наличии заключения.
22. Акт о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения.
23. Акт о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте и заключение направляются заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, за исключением случаев, когда заказчиком организации ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"