Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 5 декабря 2023 года N 622

Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"



В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", подпунктом 5.5 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, Порядком утверждения Федеральной службой государственной статистики форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2021 г. N 279, и в целях реализации позиций 1.3.5 и 1.3.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р,

приказываю:

1. Утвердить с 1 января 2024 г.:

Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу с 1 января 2024 г. приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 ноября 2022 г. N 881 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций".

Заместитель руководителя

С.Н.Егоренко

 

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Росстата

от 5 декабря 2023 года N 622

Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов"

I. Общие положения

1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" (далее - форма N 11, форма) предоставляют юридические лица независимо от вида их экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме:

некоммерческих организаций;

субъектов малого предпринимательства (в том числе относящихся к ним организаций потребительской кооперации).

Данные по форме N 11 предоставляют организации потребительской кооперации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, которые в рамках своей основной уставной деятельности занимаются хозяйственной деятельностью, получая прибыль (например, потребительские общества и их союзы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).

Основные фонды и другие нефинансовые активы, закрепленные за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за казенными предприятиями на праве оперативного управления, должны отражаться вышеуказанными предприятиями в данных по форме в обычном порядке.

При создании организации в течение года организация предоставляет форму с данными за период своего существования в отчетном году.

При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация, в срок, указанный на бланке формы.

Организации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, предоставляют данные по форме до завершения в соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника.

Организации, осуществляющие доверительное управление предприятием как целым имущественным комплексом, предоставляют отчетность о деятельности предприятия, находящегося у них в доверительном управлении, а также данные о деятельности имущественного комплекса, находящегося в их собственности.

Организации, осуществляющие доверительное управление отдельными объектами имущества, предоставляют учредителям управления необходимые сведения об их имуществе. Учредители управления предоставляют данные по форме с учетом данных, полученных от доверительного управляющего.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, находящихся в субъекте Российской Федерации, отличном от месторасположения юридического лица, данные по форме представляются как по каждому такому обособленному подразделению или в виде сводных данных по всем обособленным подразделениям, так и юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Предоставление сводных данных за все обособленные подразделения юридического лица, осуществляющие деятельность в конкретном субъекте Российской Федерации, возможно при условии назначения руководителем юридического лица должностного лица, ответственного за отражение агрегированных данных по этим подразделениям. В этом случае предоставление данных закрепляется за одним из подразделений, определенным в конкретном субъекте Российской Федерации.

Если обособленные подразделения юридического лица, находящиеся в субъекте Российской Федерации, отличном от месторасположения юридического лица, и представляющие сводные данные по форме, имеют один основной вид экономической деятельности, то в разделе IV данные по таким подразделениям заполняются в целом. Если имеются подразделения с отличным видом экономической деятельности, то данные по таким подразделениям выделяются отдельно.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, данные по ним в настоящую форму не включаются.

По тем обособленным подразделениям, которые находятся в том же субъекте Российской Федерации, что и юридическое лицо, данные учитываются в разделах формы с I по III вместе с данными по головному подразделению. В разделе IV формы приводится распределение данных о среднегодовой полной учетной стоимости отдельно по каждому из этих обособленных подразделений и по головному подразделению. Если эти обособленные подразделения не имеют основных фондов, то они также учитываются, а в графе 4 по строке 42 проставляется "0".

Если юридическое лицо не имеет в данном субъекте Российской Федерации обособленных подразделений, то в разделе IV учитываются только данные по головному подразделению.

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В качестве головного подразделения, как правило, указывается обособленное подразделение, где находится администрация организации или местонахождение которого соответствует зарегистрированному юридическому адресу.

Заполненные данные формы по обособленным подразделениям, находящимся в субъекте Российской Федерации, отличном от месторасположения юридического лица, предоставляются в территориальные органы Росстата по месту нахождения этих обособленных подразделений, а по юридическому лицу без этих обособленных подразделений - по месту нахождения головного подразделения.

В случае если юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, данные предоставляются по месту фактического осуществления ими деятельности.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные от имени юридического лица.

Если юридическое лицо имеет основные фонды, включая объекты, не завершенные строительством, фактически расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации без образования обособленного подразделения, данные по форме предоставляются отдельно по каждому из этих субъектов Российской Федерации в порядке, аналогичном установленному для обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте Российской Федерации.

Если юридическое лицо имеет основные фонды без образования обособленного структурного подразделения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, отличного от месторасположения юридического лица, необходимо обратиться в территориальный орган Росстата в соответствующем субъекте Российской Федерации для присвоения идентификационного номера обособленного подразделения, который указывается в кодовой части бланка формы при заполнении данных по форме.

Расположенные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие основные фонды, расположенные за пределами Российской Федерации, включают их в данные по форме исключительно в части машин, оборудования, транспортных средств, других движимых активов.

Расположенные на территории Российской Федерации филиалы и представительства зарубежных организаций предоставляют данные по форме в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в порядке, установленном для юридических лиц.

В случае отсутствия наблюдаемого явления за отчетный год респондентом направляется подписанный в установленном порядке отчет по форме с заполненным титульным разделом формы, а также значениями по обязательным строкам (раздел IV строка 41 графа 4, строка 42 графа 4 и 5). Респондент обязательно должен указать количество организаций, включенных в отчет, перечислить коды ОКПО/идентификационные номера этих респондентов и их среднегодовую стоимость, равную 0. В остальных строках, кроме заполненных по умолчанию (раздел I строка 02, 04, 06, 07, 08, 10-13 графа 14), не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.

2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей данные по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом, указанный в ЕГРЮЛ; либо адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность, если он не совпадает с юридическим адресом. Для обособленных подразделений указывается почтовый адрес с почтовым индексом.

В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://websbor.gks.ru/online/info, отчитывающаяся организация проставляет:

код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) (не менее 8 знаков) для:

юридического лица, не имеющего обособленных подразделений;

юридического лица, у которого все его обособленные подразделения находятся в одном с ним субъекте Российской Федерации;

идентификационный номер (не менее 14 знаков) для:

головного подразделения юридического лица, в данные которого включены обособленные подразделения, находящиеся в одном субъекте Российской Федерации с юридическим лицом (в случае наличия обособленных подразделений в разных субъектах Российской Федерации с юридическим лицом);

обособленного подразделения, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, отличного от местонахождения юридического лица.

Данные приводятся в тех единицах измерения, которые указаны в форме, в целых числах.

3. Для целей заполнения настоящей формы к основным фондам относятся произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и услуг (включая управленческие нужды), либо для предоставления в этих же целях другим организациям и гражданам за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Состав активов, относящихся к основным фондам и отражаемых в форме N 11, соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014, введенному в действие с 1 января 2017 г. приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст (далее - ОКОФ).

Особенностью является только то, что объекты военного назначения включаются в состав основных фондов только в случае, если они могут иметь альтернативное гражданское применение (здания, такие сооружения, как аэродромы, доки, дороги, транспортные средства, пригодные для невоенных перевозок людей и грузов, компьютеры, коммуникационное оборудование, медицинская аппаратура и так далее). Незавершенные активы, относящиеся к основным фондам, не включаются в общий итог по основным фондам, а отражаются обособленно в разделе III формы.

Не включаются в состав основных фондов и не отражаются в форме:

объекты, учитываемые в бухгалтерском балансе в статье "Земельные участки и объекты природопользования"; в статистике они относятся к непроизведенным активам;

нематериальные непроизведенные активы: обращающиеся контракты, договоры аренды и лицензии, а также маркетинговые активы (в том числе "торговые знаки") и гудвилл (деловая репутация организаций);

драгоценности, ювелирные изделия, произведения искусства;

активы, отвечающие определению основных фондов, но имеющие стоимость не более 100000 рублей за единицу.

Таким образом, в форме N 11 за 2023 отчетный год организация отражает только данные об основных средствах, имеющих стоимость свыше 100000 рублей за единицу по состоянию на конец года.

Указанный стоимостной лимит применяется для группы однотипных малоценных объектов. Например, при отражении стоимости библиотечного фонда следует исходить из стоимости совокупного фонда, а не стоимости одной книги или издания; при отражении культивируемых биологических активов - из стоимости стада (табуна, отары и прочей совокупности) или всех объектов озеленения, а не из стоимости одного животного или дерева и тому подобное. Единицей учета основных средств в данном случае считается группа объектов основных средств.

Эти стоимостные критерии следует применять к объекту классификации в целом по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ). Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.

В частности, объектом классификации информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования (ИКТ) считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций.

Данные об основных средствах, имеющих стоимость ниже указанного стоимостного лимита, в форме не отражаются ни в наличии на конец года, ни в движении в течение года. При заполнении данных об основных фондах, соответствующих стоимостному лимиту, необходимо учитывать их первоначальную стоимость, а не балансовую стоимость, по которой объекты основных фондов учитываются в бухгалтерском учете.

Изменение в течение года стоимости имеющихся объектов основных фондов за счет модернизации, реконструкции, приобретения и выбытия отдельных предметов, входящих в единый объект классификации по ОКОФ, отражается в данных формы независимо от величины изменения стоимости данных объектов.

Организация - участник договора простого товарищества, ведущая общие дела в соответствии с этим договором, учитывающая основные средства, внесенные товарищами по договору на бухгалтерском счете 01 "Основные средства", субсчете "Основные средства по договору простого товарищества", включает их в общий итог по основным фондам своей организации.

Одни и те же объекты не могут включаться в итог наличия основных фондов одновременно у арендодателя и арендатора. Определение того, какая из сторон договора аренды должна отразить в форме N 11 объект основных фондов, находящийся в аренде (предмет аренды), зависит от статуса аренды - операционная или неоперационная (финансовая) аренда.

Пунктами 25 и 26 Федерального стандарта бухгалтерского учета "Бухгалтерский учет аренды" (далее - ФСБУ 25/2018), утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. N 208н (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2018 г., регистрационный N 53162) регламентированы признаки для определения статуса аренды.

Условия договора аренды

Неоперационная (финансовая) аренда

Операционная аренда

Переход права собственности в будущем

Предмет аренды переходит к арендатору

Предмет аренды остаётся у арендодателя

Возможность выкупа по цене значительно ниже рынка

Арендатор имеет такое право

У арендатора нет возможности выкупа объекта по цене ниже рынка

Срок аренды

Договор действует, пока предмет аренды пригоден к использованию

Договор меньше срока полезного использования предмета аренды

Стоимость

Сумма арендных платежей равна стоимости предмета аренды

Сумма арендных платежей меньше стоимости предмета аренды

Экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности предмета аренды

Переходят арендатору

Остаются у арендодателя

Свойства

Возможность использовать предмет аренды без существенных изменений имеется только у арендатора

В будущем потребительские свойства объекта аренды не меняются

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»