Недействующий

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 30 ноября 2022 года N 881

Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2024 года на основании
приказа Росстата от 5 декабря 2023 года N 622
____________________________________________________________________



В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение позиций 1.3.5 и 1.3.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р,

приказываю:

1. Утвердить указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" (приложение N 1), указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" (приложение N 2).

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 29 ноября 2021 г. N 844 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций".

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 г.

Руководитель
С.С.Галкин



Приложение N 1
к приказу Росстата
от 30 ноября 2022 года N 881



Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов"

I. Общие положения

1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" (далее - форма N 11, форма) предоставляют юридические лица, независимо от вида их экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме:

некоммерческих организаций;

субъектов малого предпринимательства (в том числе относящихся к ним организаций потребительской кооперации).

Данные по форме N 11 предоставляют организации потребительской кооперации, которые в рамках своей основной уставной деятельности занимаются хозяйственной деятельностью, получая прибыль (например, потребительские общества и их союзы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы). Организации потребительской кооперации, основная деятельность которых имеет затратный характер, например, садоводческие кооперативы, дачные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, представляют данные по форме N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций", а по форме N 11 не предоставляют.

Основные фонды и другие нефинансовые активы, закрепленные за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за казенными предприятиями на праве оперативного управления, должны учитываться вышеуказанными предприятиями в данных по форме  в обычном порядке.

При создании организации в течение года организация предоставляет данные по форме, заполняя данные за период своего существования: созданная организация показывает отсутствие наличия основных фондов на начало года, их поступление и другие показатели.

При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.

Организации, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, предоставляют данные по форме до завершения в соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника.

Организации, осуществляющие доверительное управление предприятием как целым имущественным комплексом, предоставляют отчетность о деятельности предприятия, находящегося у них в доверительном управлении.

Организации, осуществляющие доверительное управление отдельными объектами имущества, предоставляют учредителям управления необходимые сведения об их имуществе. Учредители управления предоставляют данные с учетом данных, полученных от доверительного управляющего.

Одновременно организации, осуществляющие доверительное управление, предоставляют данные о деятельности имущественного комплекса, находящегося в их собственности.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте Российской Федерации, данные по форме заполняются как по каждому такому обособленному подразделению или по всем обособленным подразделениям в виде сводных данных, так и юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, данные по ним в настоящую форму не включаются.

По тем обособленным подразделениям, которые находятся в том же субъекте Российской Федерации, что и юридическое лицо, данные учитываются в разделах формы с I по III вместе с данными по головному подразделению. В разделе IV формы приводится распределение данных о среднегодовой полной учетной стоимости отдельно по каждому из этих обособленных подразделений и по головному подразделению.

Если юридическое лицо не имеет в данном субъекте Российской Федерации обособленных подразделений, помимо головного подразделения, то в данном разделе учитываются только данные по головному подразделению.

По тем обособленным подразделениям, которые находятся в ином субъекте Российской Федерации, чем юридическое лицо, в территориальный орган Росстата, в котором находятся эти обособленные подразделения, данные предоставляются по каждому обособленному подразделению. При этом возможно предоставление сводных данных за все обособленные подразделения юридического лица, осуществляющие деятельность в конкретном субъекте Российской Федерации, при условии назначения руководителем юридического лица должностного лица, ответственного за отражение агрегированных данных по этим подразделениям. В этом случае предоставление данных закрепляется за одним из подразделений, определенным в конкретном субъекте Российской Федерации.

Если обособленные подразделения юридического лица, находящиеся в ином субъекте Российской Федерации и представляющие сводные данные по форме, имеют один основной вид экономической деятельности, то в разделе IV данные по таким подразделениям заполняются в целом. Если имеются подразделения с отличным видом экономической деятельности, то данные по таким подразделениям выделяются отдельно.

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В качестве головного подразделения, как правило, указывается обособленное подразделение, где находится администрация организации или местонахождение которого соответствует зарегистрированному юридическому адресу.

Заполненные данные формы по обособленным подразделениям, находящимся в ином субъекте Российской Федерации, предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения этих обособленных подразделений, а по юридическому лицу без этих обособленных подразделений - по месту нахождения головного подразделения.

В случае если юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, данные предоставляются по месту фактического осуществления ими деятельности.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные от имени юридического лица.

Если юридическое лицо имеет основные фонды, включая объекты, не завершенные строительством, фактически расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации без образования обособленного подразделения, данные по форме предоставляются отдельно по каждому из этих субъектов Российской Федерации в порядке, аналогичном установленному для обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте Российской Федерации.

Если юридическое лицо имеет основные фонды без образования обособленного структурного подразделения, расположенные на территории иного субъекта Российской Федерации, необходимо обратиться в территориальный орган Росстата в соответствующем субъекте Российской Федерации для присвоения идентификационного номера обособленного подразделения, который и указывается в кодовой части бланка формы при заполнении данных по форме.

Расположенные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие основные фонды, расположенные за пределами Российской Федерации, включают их в данные по форме исключительно в части машин, оборудования, транспортных средств, других движимых активов.

Расположенные на территории Российской Федерации филиалы и представительства зарубежных организаций предоставляют данные по форме в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в порядке, установленном для юридических лиц.

В случае отсутствия данных формы за отчетный год необходимо направление респондентом подписанного в установленном порядке отчета по форме с заполненным титульным разделом формы, а также значениями по обязательным строкам (раздел 4 строка 41 графа 4, строка 42 графа 4 и 5). Респондент обязательно должен указать количество организаций, включенных в отчет, перечислить коды ОКПО/идентификационные номера этих респондентов и их среднегодовую стоимость равную 0. В остальных строках, кроме заполненных по умолчанию (раздел 1 строка 02, 04, 06, 07, 08, 10-13 графа 14), не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.

2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей данные по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом, указанный в ЕГРЮЛ; либо адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность, если он не совпадает с юридическим адресом. Для обособленных подразделений указывается почтовый адрес с почтовым индексом.

В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://websbor.gks.ru/online/info, отчитывающаяся организация проставляет:

код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) (не менее 8 знаков) для:

юридического лица, не имеющего обособленных подразделений;

юридического лица, у которого все его обособленные подразделения находятся в одном с ним субъекте Российской Федерации;

идентификационный номер (не менее 14 знаков) для:

головного подразделения юридического лица, в данные которого включены обособленные подразделения, находящиеся в одном субъекте Российской Федерации с юридическим лицом (в случае наличия обособленных подразделений в разных субъектах Российской Федерации с юридическим лицом);

обособленного подразделения, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, отличного от местонахождения юридического лица.

Данные приводятся в тех единицах измерения, которые указаны в форме, в целых числах.

3. Для целей заполнения настоящей формы к основным фондам относятся произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и услуг (включая управленческие нужды), либо для предоставления в этих же целях другим организациям и гражданам за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Состав активов, относящихся к основным фондам и отражаемых в форме N 11, соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014, введенному в действие с 1 января 2017 г. приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст (далее - ОКОФ).

Особенностью является только то, что объекты военного назначения включаются в состав основных фондов только в случае, если они могут иметь альтернативное гражданское применение (здания, такие сооружения, как аэродромы, доки, дороги, транспортные средства, пригодные для невоенных перевозок людей и грузов, компьютеры, коммуникационное оборудование, медицинская аппаратура и так далее) и незавершенные активы, относящиеся к основным фондам, не включаются в общий итог по основным фондам, а отражаются обособленно в разделе 3 формы.

Не включаются в состав основных фондов и не отражаются в форме:

объекты, учитываемые в бухгалтерском балансе в группе статей "Основные средства", статье "земельные участки и объекты природопользования"; они относятся к непроизведенным активам;

нематериальные непроизведенные активы: обращающиеся контракты, договоры аренды и лицензии, а также маркетинговые активы (в том числе "торговые знаки") и гудвилл (деловая репутация организаций);

драгоценности, ювелирные изделия, произведения искусства; в статистике они относятся к ценностям;

активы, отвечающие определению основных фондов, но имеющие стоимость не более 100000 рублей за единицу.

Таким образом, в форме N 11 за 2022 отчетный год организация отражает только данные об основных средствах, учитываемых на счетах по учету основных средств и имеющих стоимость от 100000 рублей за единицу и выше. Данные об основных средствах, имеющих стоимость ниже указанного стоимостного лимита, в форме не отражаются ни в наличии на начало года, ни в движении в течение года.

Эти стоимостные критерии следует применять к объекту классификации в целом, по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ). Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.

В частности, объектом классификации информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования (ИКТ) считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций.

Изменение в течение года стоимости имеющихся объектов основных фондов за счет модернизации, реконструкции, приобретения и выбытия отдельных предметов, входящих в единый объект классификации по ОКОФ, отражается в данных формы независимо от величины изменения стоимости данных объектов.

Организация - участник договора простого товарищества, ведущая общие дела в соответствии с этим договором, учитывающая основные средства, внесенные товарищами по договору на счете 01 "Основные средства", субсчете "Основные средства по договору простого товарищества", включает их в общий итог по основным фондам своей организации.

Одни и те же объекты не могут включаться в итог наличия основных фондов одновременно у арендодателя и арендатора.

Федеральным стандартом бухгалтерского учета "Бухгалтерский учет аренды" (далее - ФСБУ 25/2018), утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. N 208н (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2018 г., регистрационный N 53162) устанавливается обязанность арендодателя классифицировать все договоры аренды на операционную аренду и неоперационную аренду.

В случае договора операционной аренды учет у арендодателя осуществляется традиционным способом: предмет аренды состоит на балансе арендодателя, который начисляет по нему износ (амортизацию); в этом случае арендодатель в отчете по форме отражает предмет аренды в первом разделе формы и в третьем разделе по строке 21.

Заполнение отчета по форме у арендатора в этом случае никак не меняется: право пользования активом, а также амортизация этого права в форме не отражаются.

В случае неоперационной (финансовой) аренды к арендатору переходят экономические выгоды и риски, связанные с предметом аренды, то есть он признается экономическим собственником предмета аренды. В этом случае именно арендатор отражает стоимость самого актива (объекта основных фондов), являющегося предметом аренды, и начисленную на него амортизацию в первом разделе формы по соответствующей строке, а также в третьем разделе по строке 20. Кроме того, по данному объекту основных фондов заполняются также такие показатели, как возраст основных фондов и значение года, в ценах которого преимущественно учтены основные фонды.

При неоперационной аренде в отчете по форме у арендодателя предмет аренды, равно как и величина инвестиции в аренду, не отражается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»