Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 22.3.23-2023

(ИСО 22395:2018)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПОДДЕРЖКА УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Общие положения

Safety in emergencies. Guidelines for supporting vulnerable persons in emergency. General provisions



ОКС 13.200

Дата введения 2024-05-01

Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий), (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2023 г. N 1469-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 22395:2018* "Безопасность и устойчивость. Устойчивость общин. Руководство по обеспечению поддержки уязвимых лиц в чрезвычайных ситуациях (ISO 22395:2018 "Security and resilience - Community resilience - Guidelines for supporting vulnerable persons in an emergency", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**, а также путем исключения отдельных фраз.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", 2 "Нормативные сслыки" и приложении ДА приводятся обычным шрифтом, отмеченные в этих разделах знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"**. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт предназначен для оказания поддержки уязвимым лицам в чрезвычайных ситуациях, чтобы обеспечить их готовность, способность реагировать и восстанавливаться после чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации по-разному оказывают влияние на людей: например, некоторые лица могут оказаться недостаточно подготовленными для того, чтобы бороться с воздействием поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и восстанавливаться после них. Лицо относят к уязвимой группе не только в силу его персональной уязвимости, а также в силу обстоятельств, в которых он оказывается в момент чрезвычайной ситуации. Уязвимость лица зависит от множества факторов и может меняться исходя из социального, политического, культурного и экологического контекста. Широко известно, что люди, которые оказываются уязвимыми, нуждаются в различных услугах и оказании помощи. Кроме того, необходимо четкое понимание того, кто является уязвимым лицом в данных обстоятельствах, и какая ему требуется поддержка при различных чрезвычайных ситуациях. Уязвимость человека может меняться в течение одной чрезвычайной ситуации. Существенными факторами уязвимости являются возраст, здоровье, экономическое положение и язык, но также играют роль национальные и конфессиональные вопросы.

В большинстве своем и при различных обстоятельствах не все уязвимые лица выявляются либо их оказывается слишком много, что в чрезвычайной ситуации может создать чрезмерную нагрузку на организации, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Помимо организаций, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, существуют и другие структуры, обеспечивающие поддержку уязвимым группам людей, но они могут перестать функционировать во время чрезвычайных ситуаций. Важно понимать и использовать успешный опыт в области определения и обеспечения готовности, способности уязвимых групп людей реагировать и восстанавливаться в чрезвычайных ситуациях. В особенности требуется понимать причины возникновения ситуации, когда человек уязвим, чтобы убедиться в том, что в рамках предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций уязвимых лиц не обходят вниманием или что на них не влияют дополнительные негативные факторы.

Настоящий стандарт признает, что уязвимые лица и их представители являются важными сторонами и участниками процесса планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Стандарт рассматривает подготовительные меры по определению уязвимых лиц, общие вопросы информирования уязвимых лиц при угрозе возникновения и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также в стандарте рассмотрены вопросы планирования взаимодействия с уязвимыми лицами и их представителями, что поможет улучшить понимание характера их уязвимости, поддерживать здоровье и безопасность уязвимых лиц во время чрезвычайных ситуаций.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт содержит общие положения, касающиеся поддержки уязвимых лиц в условиях воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций (ЧС). Стандарт поможет организации взаимодействовать с уязвимыми лицами, осуществлять связь с ними и оказывать им помощь.

1.2 Стандарт применим к организациям любого типа и численности, участвующим в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, таким как органы местного самоуправления, региональные и федеральные органы исполнительной власти, муниципальные и государственные организации, международные и неправительственные организации, коммерческие организации и организованные группы населения.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.12/ИСО 22300:2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

ГОСТ Р 22.3.13 (ИСО 22324:2015) Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Руководство по цветовым кодам опасности

ГОСТ Р 22.7.02** Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Регламенты по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 ухаживающее лицо (carer): Человек, который оказывает поддержку уязвимому лицу.

Примечание - Ухаживающие лица могут быть оплачиваемыми или неоплачиваемыми работниками.

3.2 уязвимое лицо (vulnerable person): Человек, который может оказаться менее подготовленным к тем условиям, которые могут сложиться при чрезвычайных ситуациях.

Примечание - В данном документе уязвимость определяется не только индивидуальными особенностями людей, но и обстоятельствами, в которых они оказываются во время чрезвычайной ситуации.

3.3 характер уязвимости: Физические, психологические, социальные и другие причины недостаточной подготовленности лица к условиям, которые могут сложиться при чрезвычайных ситуациях.

Примечания

1 К физическим причинам уязвимости лиц в ЧС относятся: постельный режим, инвалидность 1-й-3-й групп с нарушением опорно-двигательного аппарата и по общим заболеваниям, слепота, снижение слуха, детский и преклонный возраст (младше 12 лет и старше 65 лет) и другие состояния, снижающие мобильность лиц и адаптацию к сложившейся ситуации при ЧС.

2 К психологическим причинам уязвимости лиц в ЧС относятся: состояния стресса, депрессии, болезни Альцгеймера, Паркинсона, временная потеря памяти, шизофрения, тревожные состояния и другие психические и психопатические состояния, снижающие возможность адекватного отношения лица или группы лиц к мероприятиям защиты населения в ЧС и адаптации к условиям ЧС.

3 К социальным причинам уязвимости лиц в ЧС относятся: принадлежность к изолированным группам лиц по принципам религии, землячества, полу и возрасту, незнание государственного языка, старческое одиночество и другие социальные состояния, не позволяющие адекватно понимать мероприятия по защите населения.

4 К другим причинам уязвимости лиц в ЧС относятся сложившиеся в зоне ЧС обстоятельства, например, при происшествиях на воде и наводнении - неумение плавать; при наводнении и природных пожарах - незнание местности. Существуют другие причины, не позволяющие принять адекватные решения при ЧС.

     4 Идентификация уязвимых лиц в чрезвычайной ситуации и организация взаимодействия с ними

4.1 Общие положения

При взаимодействии с уязвимыми лицами в чрезвычайной ситуации необходимо планировать:

- основные мероприятия по идентификации характера уязвимости (см. 4.2);

- идентификацию и регистрацию уязвимых лиц (см. 4.3);

- установление порядка передачи информации уязвимым лицам (см. 4.4).

Организации могут применять положения всех либо некоторых разделов настоящего стандарта.

4.2 Основные мероприятия по идентификации характера уязвимости

Для идентификации характера уязвимости следует:

- установить поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, воздействующие на людей, приводящие к их уязвимости в чрезвычайной ситуации;

- определить, как различный характер уязвимости оказывают влияние на поведение уязвимых лиц в чрезвычайных ситуациях (например, в результате медленной реакции на обстановку);

- определить виды и особенности поддержки уязвимых лиц до, во время и после чрезвычайных ситуаций;

- понять, по какой причине одни уязвимые лица готовятся к чрезвычайным ситуациям, а другие нет;

- выяснить потребности уязвимых лиц в предоставлении справочной информации для обеспечения им помощи;

- определить трудности, с которыми сталкиваются уязвимые лица, и их возможности, чтобы обеспечить им помощь в подготовке к чрезвычайной ситуации и восстановлении после чрезвычайных ситуаций;

- определить, как уязвимые лица могут действовать в чрезвычайной ситуации (например, будут ли они следовать инструкциям сотрудников служб, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций);

- оценить влияние различных способов оповещения на уязвимых лиц.

Для идентификации уязвимых лиц следует:

- изучить источники данных о населении, чтобы получить больше информации о возможном количестве уязвимых лиц;

- охватить труднодоступные группы населения, в которых присутствуют уязвимые лица, в том числе те, чьи интересы недостаточно представлены в органах, отвечающих за принятие решений;

- планировать мероприятия по поддержке уязвимых лиц при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - план) во взаимодействии с заинтересованными организациями, включая организации и объединения уязвимых лиц, и с населением;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs