ГОСТ Р 22.0.12-2015/
ИСО 22300:2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Safety in emergencies. International terms and definitions
ОКС 01.040.03
03.100.01
Дата введения 2016-04-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий), (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2015 г. N 952-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22300:2012* "Социетальная безопасность. Терминология" (ISO 22300:2012 "Societal security - Terminology").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (подраздел 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт содержит термины и определения понятий в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, необходимые для установления однозначного понимания и использования единой терминологии.
2.1.1 социетальная безопасность (societal security): Защита общества от инцидентов, чрезвычайных ситуаций и бедствий, вызванных умышленными и неумышленными действиями человека, опасными природными явлениями и техническими неисправностями, а также реагирование на такие события.
2.1.2 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо или группа лиц, чье мнение может воздействовать на организацию (см. 2.2.9).
2.1.3 основы социетальной безопасности (societal security framework): Совокупность компонентов, обеспечивающих основы и организационные механизмы для разработки, осуществления, мониторинга, анализа и постоянного совершенствования мер по обеспечению социетальной безопасности (см. 2.1.1).
Примечание 1 - Основы включают политику, цели, полномочия и обязательства по управлению социетальной безопасностью.
Примечание 2 - Организационные механизмы охватывают планирование, взаимоотношения, подотчетность, ресурсы, процессы и деятельность.
2.1.4 гражданская защита (civil protection): Мероприятия и системы, предназначенные для защиты жизни и здоровья граждан, их имущества, а также окружающей среды от нежелательных событий.
Примечание - Нежелательные события включают аварии, чрезвычайные ситуации и бедствия.
2.1.5 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение целей.
Примечание 1 - Следствие влияния характеризуется отклонением от ожидаемого в лучшую и/или худшую сторону.
Примечание 2 - Цели могут иметь различные аспекты (например, финансовые цели, цели в области охраны труда, охраны окружающей среды и т.д.) и относиться разным уровням (например, стратегические цели, цели, относящиеся к организации в целом, к конкретному проекту, продукту или процессу).
Примечание 3 - Риск часто характеризуется ссылкой на возможные события и последствия или их комбинацию.
Примечание 4 - Риск часто выражают в виде комбинации последствий событий (включая изменения в обстоятельствах) и связанной с этим вероятности или возможности их наступления.
Примечание 5 - Неопределенность - это ситуация, когда полностью или частично отсутствует информация, понимание или знание о событии, его последствиях или вероятности.
[ISO Guide 73]
2.1.6 менеджмент риска (risk management): Скоординированная деятельность по управлению организацией (см. 2.2.9) с учетом риска (см. 2.1.5).
[ISO Guide 73]
2.1.7 угроза (threat): Потенциальная причина нежелательного инцидента, который может привести к причинению вреда людям, системе или организации (см. 2.2.9), окружающей среде или сообществу.
2.1.8 событие (event): Возникновение или изменение ряда конкретных обстоятельств.
Примечание 1 - Событие может быть единичным или многократным и может иметь несколько причин.
Примечание 2 - Событие может заключаться в том, что не происходит чего-либо ожидаемого.
Примечание 3 - Событие можно также назвать "инцидентом" или "происшествием".
Примечание 4 - Событие без последствий можно также назвать "происшествием без последствий", "инцидентом без последствий".
[ISO Guide 73]
2.1.9 последствие (consequence): Результат события, влияющий на достижение целей.
Примечание 1 - Событие может иметь несколько последствий.
Примечание 2 - Последствие может быть определенным или неопределенным, может оказывать положительное или отрицательное влияние на цели.
Примечание 3 - Последствия могут быть выражены качественно или количественно.
Примечание 4 - Первоначальные последствия могут нарастать вследствие эффекта домино.
[ISO Guide 73]
2.1.10 непрерывность деятельности (business continuity): Способность организации (см. 2.2.9) продолжать производство продукции или оказание услуг на приемлемом, заранее заданном уровне после инцидента (см. 2.1.15), нарушившего ее деятельность.
2.1.11 бедствие (disaster): Ситуация, в которой произошедшие широкомасштабные человеческие, материальные, экономические или экологические потери превышают возможности пострадавшей организации (см. 2.2.9), сообщества или общества по реагированию и восстановлению с использованием собственных ресурсов.
2.1.12 кризис (crisis): Ситуация, характеризующаяся высокой степенью неопределенности, в которой нарушены основные виды деятельности и/или доверие к организации (см. 2.2.9) и требуется принятие срочных мер.
2.1.13 все виды опасностей (all-hazards): Природные, антропогенные (умышленные и неумышленные), в том числе техногенные, явления, способные воздействовать на организацию (см. 2.2.9), сообщество или общество и окружающую среду, от которой она (оно) зависит.
2.1.14 опасность (hazard): Источник потенциального вреда.
Примечание - Опасность может быть источником риска.
[ISO Guide 73]
2.1.15 инцидент (incident): Ситуация, которая может представлять собой или вызывать нарушение деятельности, потери, чрезвычайную ситуацию или кризис.
2.1.16 минимизация последствий (mitigation): Меры, предпринимаемые с целью предотвращения, ограничения или уменьшения воздействия негативных последствий (см. 2.1.9) инцидентов, чрезвычайных ситуаций и бедствий.
2.1.17 устойчивость (resilience): Адаптивный потенциал (см. 2.2.15) организации (см. 2.2.9) в сложных меняющихся условиях.
Примечание - Устойчивость - это способность организации управлять риском (см. 2.1.5), связанным с нарушением деятельности.
2.2.1 менеджмент чрезвычайных ситуаций (emergency management): Общий подход к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Примечание - Как правило, в менеджменте чрезвычайных ситуаций для предотвращения, обеспечения готовности, реагирования и последующего восстановления в связи с событиями, дестабилизирующими и/или нарушающими деятельность, используют подход менеджмента риска (см. 2.1.6).
[ИСО 22320]
2.2.2 политика (policy): Цели и направление деятельности организации (см. 2.2.9), официально сформулированные топ-менеджментом.
2.2.3 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
Примечание 2 - Цели могут относиться к разным областям (например, финансовые цели, цели в области охраны труда, охраны окружающей среды и т.д.) и уровням [например, стратегические, общеорганизационные, цели, относящиеся к конкретному проекту, продукции и процессу (см. 3.12)]. Цель может быть выражена иным способом: например, как планируемый конечный результат, намерение, оперативный критерий, задача обеспечения социетальной безопасности, или с помощью других слов, близких по значению (например, задача, намерение, плановый или целевой показатель).
Примечание 3 - Цель может быть выражена иным способом: например, как планируемый конечный результат, намерение, оперативный критерий, задача обеспечения социетальной безопасности, или с помощью других слов, близких по значению (например, задача, намерение, плановый или целевой показатель).
Примечание 4 - В контексте стандартов систем менеджмента социетальной безопасности цели социетальной безопасности ставятся организацией в соответствии с политикой по обеспечению социетальной безопасности и с целью достижения определенных результатов.
2.2.4 топ-менеджмент (top management): Лицо или группа лиц, которые руководят организацией (см. 2.2.9) на самом высоком уровне.
Примечание 1 - Топ-менеджмент имеет право делегировать полномочия и распоряжаться ресурсами внутри организации.
Примечание 2 - В этом контексте организация может быть определена исходя из структуры ее системы менеджмента (см. 2.2.5).
2.2.5 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации (см. 2.2.9), определяющих ее политику, цели, а также процессы для достижения этих целей.
Примечание 1 - Система менеджмента может охватывать одно или несколько направлений деятельности.
Примечание 2 - Элементами системы являются организационная структура, должностные обязанности, планирование, оперативная деятельность и др.
Примечание 3 - Система менеджмента может охватывать организацию в целом, отдельные конкретные функции организации, отдельные конкретные подразделения организации или одну или несколько функций по группе организаций.
2.2.6 анализ воздействия на деятельность (business impact analysis): Процесс анализа деятельности организации и возможных последствий ее нарушения.
2.2.7 чувствительная информация (sensitive information): Информация, которую необходимо защищать от публичного раскрытия, так как ее раскрытие могло бы оказать негативное воздействие на организацию (см. 2.2.9), национальную или общественную безопасность.
2.2.8 источник риска (risk source): Элемент, который сам по себе или в сочетании с другими факторами способен порождать риск (см. 2.1.5).