Статус документа
Статус документа

ПНСТ 866-2023

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Варианты использования

Artificial intelligence systems in water transport. Use cases



ОКС 35.240.60

Срок действия с 2024-01-01

до 2027-01-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "А+С Транспроект" (ООО "А+С Транспроект"), Обществом с ограниченной ответственностью "А-Я эксперт" (ООО "А-Я эксперт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2023 г. N 48-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес. до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер., д.5а, лит.Б, e-mail: spb@simetragroup.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Водный транспорт играет важнейшую роль в мировой торговле, логистике, туризме и различных отраслях промышленности. Для повышения эффективности, безопасности и устойчивости работы водного транспорта все большее значение приобретает интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ). Настоящий стандарт призван обеспечить комплексную основу и руководство для эффективного внедрения ИИ в секторе водного транспорта.

Настоящий стандарт распространяется на технологии ИИ для решения важных задач, стоящих перед отраслью водного транспорта, включая навигацию, управление рисками, оптимизацию ресурсов и обслуживание пассажиров. Используя возможности технологий ИИ, заинтересованные стороны в отрасли водного транспорта могут открыть новые возможности для повышения операционной эффективности, снижения затрат и экологической устойчивости.

Стандарт охватывает широкий спектр вариантов использования, отражающих разнообразные области применения технологий ИИ на водном транспорте. К ним относятся автономная навигация, предотвращение столкновений, предиктивное техническое обслуживание, оптимизация маршрутов, энергосбережение, безопасность и управление рисками, системы поддержки принятия решений, мониторинг окружающей среды, оптимизация грузоперевозок, управление чрезвычайными ситуациями, обучение персонала, интеллектуальное отслеживание контейнеров, взаимодействие с пассажирами, мониторинг грузопотоков, управление терминалами, выработка рекомендаций и требований, а также использование технологий ИИ для портовых сервисов.

Каждый вариант использования представляет собой перечень задач, требований, проблем и преимуществ применения технологий ИИ. Стандарт обеспечивает систематический подход к описанию этих аспектов, гарантируя эффективное применение технологий ИИ для повышения эффективности и безопасности операций водного транспорта. Он устанавливает руководящие принципы для требований к данным, методов и алгоритмов ИИ, общей архитектуры систем ИИ, показателей эффективности, пользовательских интерфейсов, этических соображений, нормативного соответствия и сотрудничества между заинтересованными сторонами.

Применяя требования настоящего стандарта, организации в сфере водного транспорта могут обеспечить совместимость, интероперабельность и надежность систем ИИ. Стандарт способствует использованию передового опыта, отраслевых эталонов и международных стандартов, способствуя гармонизированному подходу к внедрению ИИ в секторе водного транспорта.

Поскольку технологии ИИ продолжают развиваться и появляются новые варианты использования, настоящий стандарт следует периодически пересматривать и обновлять, чтобы отражать последние достижения и лучшие практики в этой области. Важно обеспечивать соответствие применения технологий ИИ на водном транспорте нормативным правовым актам Российской Федерации.

     1 Область применения

Настоящий стандарт содержит руководство по использованию технологий искусственного интеллекта (ИИ) на водном транспорте - речном и морском. Стандарт описывает конкретные области, в которых технологии ИИ могут быть внедрены для повышения операционной эффективности, безопасности и устойчивости систем водного транспорта.

В настоящем стандарте приведены варианты использования методов, моделей, алгоритмов и технологий ИИ на водном (речном и морском) транспорте.

Целью настоящего стандарта является определение направлений применения алгоритмов ИИ в отрасли водного транспорта с учетом потенциала применения технологий ИИ для решения важных задач, стоящих перед отраслью. Стандарт призван способствовать внедрению технологий ИИ путем создания основы для выявления и оценки подходящих вариантов использования технологий ИИ. Настоящий стандарт рекомендуется для применения заинтересованными сторонами, включая разработчиков политик и правил, регулирующие органы, разработчиков технологий и операторов, для обеспечения эффективного и ответственного внедрения решений ИИ на водном транспорте.

Целевая аудитория настоящего стандарта включает, но не ограничивается:

- органы управления водным транспортом и регулирующие органы, ответственные за разработку руководящих принципов и правил, связанных с применением ИИ в этом секторе транспортной системы;

- разработчиков и поставщиков технологий, участвующих в разработке, внедрении и обслуживании систем ИИ для водного транспорта;

- операторов водного транспорта и специалистов отрасли, внедряющих технологии ИИ в свою деятельность для повышения эффективности, безопасности и устойчивости;

- исследователей и экспертов, занимающихся изучением и разработкой решений ИИ, специально предназначенных для водного транспорта.

В настоящем стандарте использован подход, основанный на принципах применения ИИ на водном транспорте в соответствии с этическими, правовыми и общественными требованиями. Он способствует прозрачности, подотчетности и человеческому контролю при внедрении систем ИИ, гарантируя, что технология поддерживает и улучшает процесс принятия решений человеком, а не заменяет его полностью. Кроме того, требования настоящего стандарта направлены на взаимодействие систем ИИ и соблюдение правил защиты данных и конфиденциальности.

Настоящий стандарт не охватывает все аспекты ИИ в секторе водного транспорта, но обеспечивает основу для выявления и оценки соответствующих вариантов использования. Он не заменяет и не отменяет существующие правила, руководства или стандарты, специфичные для операций водного транспорта, а направлен на их дополнение и гармонизацию с учетом интеграции систем ИИ.

2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1

автоматическая система: Совокупность управляемого объекта и автономной системы искусственного интеллекта, функционирующая самостоятельно, без участия человека.

[ГОСТ Р 59277-2020, пункт 3.2]

2.2

автоматическое распознавание речи: Способность системы принимать входную информацию в виде человеческой речи.

[ГОСТ Р 53452-2009, пункт 2.1]

2.3 автономное судно: Самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.

Примечание - См. [1].

2.4

алгоритм: Конечное упорядоченное множество точно определенных правил для решения конкретной задачи.

[ГОСТ 33707-2016, статья 4.39]

2.5

аналитика данных: Составное понятие, охватывающее получение, сбор, проверку и обработку данных, включая их количественную оценку, визуализацию и интерпретацию.

[ГОСТ Р ИСО/МЭК 20546-2021, статья 3.1.6]

2.6

база данных: Совокупность данных, организованная в соответствии с концептуальной структурой, в которой описываются характеристики этих данных и взаимосвязи между представляемыми ими сущностями для одной или нескольких областей применения.

[ГОСТ Р ИСО/МЭК 20546-2021, статья 3.1.7]

2.7 большие данные: Обширные наборы данных - главным образом по таким характеристикам данных, как объем, разнообразие, скорость генерации и/или изменчивость, - которые требуют использования технологии масштабирования для эффективного хранения, обработки, управления и анализа.

2.8 водный путь: Часть поверхностных водных объектов, ограниченная знаками навигационной обстановки, на которой осуществляется судоходство.

2.9 водный транспорт: Один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на водных путях.

2.10

выброс (вредных веществ): Количество вредного вещества, поступающего в атмосферу с выпускными газами от судовой энергетической установки в единицу времени.

[Адаптировано из ГОСТ Р 55506-2013, статья 185]

2.11 груз: Материальный объект, принятый организацией водного транспорта для перевозки, хранения в установленном порядке.

2.12

грузовой контейнер: Единица транспортного оборудования, имеющая: постоянную техническую характеристику, обеспечивающую прочность для многократного применения (в течение установленного срока службы, если таковой имеется); специальную конструкцию, обеспечивающую перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта в прямом и смешанном сообщениях без промежуточной перегрузки грузов; приспособления, обеспечивающие механизированную перегрузку с одного вида транспорта на другой; конструкцию, позволяющую легко загружать и выгружать груз; внутренний объем, равный 1 м и более.

[ГОСТ Р 52202-2004, статья 3.1]

2.13

грузовые перевозки: Транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

[ГОСТ Р 51006-96, статья 11]

2.14

данные: Предоставление информации в формальном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки людьми или компьютерами.

[ГОСТ 33707-2016, статья 4.259]

2.15

доверие к системе искусственного интеллекта: Уверенность потребителя и, при необходимости, организаций, ответственных за регулирование вопросов создания и применения систем искусственного интеллекта, и иных заинтересованных сторон в том, что система способна выполнять возложенные на нее задачи с требуемым качеством.

[ГОСТ Р 59276-2020, пункт 3.3]

2.16

знания (в искусственном интеллекте): Совокупность фактов, событий, убеждений, а также правил, организованных для систематического применения.

[ГОСТ 33707-2016, статья 4.398]

2.17 интернет вещей: Инфраструктура взаимосвязей сущностей, систем и информационных ресурсов совместно с сервисами, которые снимают с вещей первичные данные, обрабатывают и выдают информацию для физического или виртуального мира.

2.18

интероперабельность: Способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена.

[ГОСТ Р 55062-2021, пункт 3.1.8]

2.19

информационная безопасность: Защита конфиденциальности, целостности и доступности информации; кроме того, сюда могут быть отнесены и другие свойства, например аутентичность, подотчетность, безотказность и надежность.

[ГОСТ Р 59277-2020, пункт 3.23]

2.20

информационная технология: Методы, способы, приемы и процессы обработки (сбора, накопления, ввода-вывода, приема-передачи, хранения, поиска, регистрации, преобразования, анализа и синтеза, предоставления, отображения, распространения и уничтожения) информации с применением программных и технических средств.

[ГОСТ Р 59277-2020, пункт 3.24]

2.21 инфраструктура технологического комплекса порта: Совокупность материальных объектов, расположенных на территории и в акватории порта, обеспечивающих возможность использования объектов технологического комплекса порта по назначению.

2.22

искусственный интеллект: Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение, поиск решений без заранее заданного алгоритма и достижение инсайта) и получать при выполнении конкретных практически значимых задач обработки данных результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

[ГОСТ Р 59277-2020, пункт 3.18]

2.23

компьютерное зрение: Способность функционального блока получать, обрабатывать и интерпретировать визуальные данные.

[ГОСТ 33707-2016, статья 4.54]

2.24

масштабируемость: Способность обеспечивать функциональные возможности вверх и вниз по упорядоченному ряду прикладных платформ, отличающихся по быстродействию и ресурсам.

[ГОСТ Р 55062-2021, пункт 3.1.12]

2.25

машинное обучение: Процесс автоматического обучения и совершенствования поведения системы искусственного интеллекта на основе обработки массива обучающих данных без явного программирования.

[ГОСТ Р 59895-2021, статья 2.1.7]

2.26 машинный перевод: Автоматический перевод текста или речи с одного естественного языка на другой с помощью компьютерной системы.

2.27 модель искусственного интеллекта: Информационное представление или алгоритм, которые обрабатывают данные и выявляют закономерности в них для получения прогнозов или принятия решений без явного программирования.

2.28

мониторинг: Определение статуса системы, процесса или деятельности.

[ГОСТ Р ИСО 14001-2016, пункт 3.4.8]

2.29 набор данных: Совокупность данных, прошедших предварительную подготовку (обработку) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и необходимых для разработки программного обеспечения на основе искусственного интеллекта.

Примечание - См. [2] (раздел I, статья 5д).

2.30

надежность: Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в заданных режимах, условиях применения, стратегиях технического обслуживания, хранения и транспортирования.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 5]

2.31 обработка данных: Операции, связанные с сохранением, поиском, сортировкой, переформатированием и воспроизведением текстовых или табличных данных.

Примечание - См. [3].

2.32

обработка естественного языка: Анализ текста и речи на естественном языке, а также языка жестов (знаков) для получения информации, подлежащей обработке средствами вычислительной техники.

[ГОСТ Р 59895-2021, пункт 2.1.9]

2.33

обратная связь: Мнения, комментарии и выражения заинтересованности в продукции, услугах или процессе работы с претензиями.

[ГОСТ Р ИСО 10002-2020, пункт 3.6]

2.34

окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

[ГОСТ Р 22.0.02-2016, статья 2.1.7]

2.35

опасность: Источник потенциального вреда.

[ГОСТ Р 51897-2021, статья 4.5.1.4]

2.36

отказоустойчивость: Свойство финального изделия и (или) его систем (составных частей), характеризующее способность обеспечивать завершение цикла применения по назначению в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах и повреждениях без неприемлемого вреда лицам или имуществу, за исключением вреда, предусмотренного целевым назначением изделия.

[ГОСТ Р 53394-2017, статья 3.12]

2.37

пассажир: Лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира.

[ГОСТ Р 55506-2013, статья 8]

2.38

пассажир с ограниченной способностью передвижения: Пассажир, испытывающий особенные трудности при пользовании объектами водного транспорта, в частности инвалид и лицо пожилого возраста.

[ГОСТ Р 55506-2013, статья 9]

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs