Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54095-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

Требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации отходов шин, покрышек, камер

Resource saving. Requirements for the collection, accumulation, transportation, processing and disposal of waste tires, tires, tubes



ОКС 13.030

Дата введения 2024-01-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 231 "Отходы и вторичные ресурсы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 октября 2023 г. N 1246-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 54095-2010

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Отходы шин, покрышек, камер автомобильных относятся к отходам IV класса опасности. Обращение сданной категорией отходов должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Основными принципами и приоритетами государственной политики в области обращения с отходами являются:

- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В связи с введением запрета на захоронение отходов шин на полигонах, установленного [1], вопросы организации сбора, транспортирования, обработки и утилизации отходов шин становятся наиболее актуальными.

При этом необходимо учитывать, что при производстве резины и резинотехнических изделий используют значительные объемы дорогостоящих материалов - синтетических каучуков, пластификаторов, наполнителей и т.д. Поэтому при организации рационального обращения с этим видом отходов необходимо учитывать ресурсный аспект проблемы. Наиболее приемлемые способы утилизации отходов такого рода должны быть ориентированы на максимально возможное сохранение полезных свойств, которые были привнесены в исходные материалы при их первоначальном производстве.

Методы сбора, транспортирования, обработки и утилизации отходов шин, включенные в настоящий стандарт, представляют собой методы и технологии, пригодные к практическому внедрению и обеспечивающие высокий уровень защиты окружающей среды.

В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области обращения с отходами.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на отходы шин, покрышек, камер предусматривает их классификацию и устанавливает единые требования для их сбора, накопления, транспортирования, обработки и утилизации.

Стандарт распространяется на отходы в виде целиковых шин и их фрагментов используемых для строительства дорог (по ГОСТ Р 56619), ограждений дорог и других объектов для снижения травматизма, изготовления малых архитектурных форм, военно-прикладных целей, причальных отбойников и швартовых кранцев, обустройства силосных ям и т.п. только в части требований по их сбору, накоплению, транспортированию и обработке.

Повторное применение отходов шин по прямому назначению, а также применение отходов шин по прямому назначению после восстановления протектора допустимо при обеспечении соответствия шин Техническому регламенту Таможенного союза [2]. В настоящем стандарте подобные формы завершения и продления жизненного цикла отходов не рассматриваются.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8407 Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин. Технические условия

ГОСТ Р 54260 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Стандартное руководство по использованию топлива, полученного из отходов шин

ГОСТ Р 55419 Материал композиционный на основе активного резинового порошка, модифицирующий асфальтобетонные смеси. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 56619 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Правила использования отработанных шин в гражданском строительстве

ГОСТ Р 58726 Покрытия полимерные и резиновые плиточные. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отходы (шин, покрышек, камер): Шины, покрышки, камеры автомобильные, шины и покрышки пневматические для использования в авиации, а также шины, покрышки, флипперы (ободные ленты), камеры иного назначения, утратившие свои потребительские свойства в процессе производства и потребления, выполнения работ, оказания услуг.

3.2 жизненный цикл шины: Включает в себя производство шины, выпуск в обращение, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт/восстановление и утилизацию.

3.3 обращение с отходами шин: Деятельность по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов шин.

3.4 сбор отходов шин: Прием отходов шин в целях их дальнейшей обработки, утилизации, лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, включая совокупность операций, связанных с изъятием с мест их образования.

3.5 обработка отходов шин: Предварительная подготовка отходов шин к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку (отделение бортовых колец и разделение шин на фрагменты) и очистку (может предусматривать мойку, отделение дисков и прочих составляющих специальных шин).

3.6 утилизация отходов шин: Процесс завершения жизненного цикла шин, покрышек, камер с целью получения товаров (продукции), извлечения полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), получение энергии.

3.7 место накопления отходов шин: Оборудованная с учетом санитарно-эпидемиологических и экологических требований площадка (помещение или часть помещения, открытая площадка) на которой накапливаются на срок не более 11 месяцев образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности или принятые от других лиц отходы шин с целью их последующей передачи на обработку и утилизацию, а также для осуществления деятельности по обработке и утилизации.

3.8 продукты утилизации отходов шин: Продукция, имеющая самостоятельное целевое назначение при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе, за счет извлечения полезных компонентов для их повторного применения, а также продуктом переработки/утилизации отходов шин является полученная энергия.

3.9 фрагменты шин: Части отходов шин, полученные в процессе сбора отходов и при их разделке (разборке), максимальный линейный размер которых превышает 400 мм или вес которых превышает 1000 г.

3.10

шина (пневматическая шина): Упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением.

[ГОСТ 22374-77, пункт 1]

3.11

крупногабаритная шина; КГШ: Пневматическая шина с шириной профиля от 350 мм (14 дюймов) до 660 мм (26 дюймов) включительно, независимо от посадочного диаметра.

[ГОСТ 22374-77, пункт 87а]

3.12

сверхкрупногабаритная шина; СКГШ: Пневматическая шина с шириной профиля 690 мм (27 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра.

[ГОСТ 22374-77, пункт 87]

3.13 камера колеса (колесная камера, пневматическая камера): Пустотелая герметичная оболочка из резины в виде тора со встроенным пневматическим вентилем, расположенная между диском колеса и шиной, и выполняющая функции одного из упругих элементов ходовой части колесных транспортных средств.

3.14

покрышка (покрышка пневматической шины): Торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации.

[ГОСТ 22374-77, пункт 4]

3.15

ободная лента (флиппер): Профилированное эластичное кольцо, располагаемое в пневматической шине между бортами покрышки, камерой и ободом колеса.

[Адаптировано из ГОСТ 22374-77, пункт 6]

3.16 ошипованная шина: Зимняя шина, оснащенная специальными шипами противоскольжения, обеспечивающими лучшее сцепление с дорогой и более эффективное торможение в условиях гололедицы и обледенелого снега.

3.17 массивная резиновая [цельнолитая; непневматическая] шина: Шина, которая не имеет свободного пространства внутри сделана из одного или нескольких слоев материала и не накачивается воздухом.

3.18 наполненная шина: Пневматическая шина, заполненная вместо воздуха или иного газа упругим не газообразным наполнителем.

3.19 резиновые чипсы из шин: Продукция переработки шин, полученная при их дроблении (разделке), массогабаритные характеристики частиц которой находятся в диапазоне: максимальный линейный размер от 20 до 400 мм при этом вес не превышает 1000 г.

3.20 резиновая крошка: Совокупность частиц различной дисперсности и разнообразной формы, полученных при измельчении отходов шин с максимальным линейным размером менее 20 мм, которые характеризуются, прежде всего тем, что сохраняют в своей основе молекулярную структуру и эластомерные свойства исходной резины.

Примечание - Классификация и показатели качества продукции "чипсы резиновые из шин" и "крошка резиновая" приведены в приложении А.

3.21 текстильный корд отработанных шин: Продукт переработки отходов шин и других резинотехнических изделий, включающий в себя фрагменты волокон неметаллического корда с возможными включениями резины и корда металлического.

Примечание - Классификация и показатели качества продукции "корд текстильный отработанных шин" приведены в приложении Б.

3.22 металлический корд от переработки отходов шин: Продукт переработки отходов шин и других резинотехнических изделий, включающий в себя фрагменты проволоки металлической в виде отрезков различной длины в зависимости от технологии утилизации с возможными включениями резины и фрагментов волокон корда неметаллического.

Примечание - Классификация и показатели качества металлического корда от переработки отходов шин приведены в приложении В.

3.23 регенерат резины: Продукт девулканизации резины (отработавших шин и резинотехнических изделий, вулканизованных отходов), предназначенный для повторной вулканизации.

Примечание - Классификация и показатели качества "регенерата резины" приведены в [3].

3.24 жидкий продукт пиролиза: Конденсат непредельных, парафиновых, нафтеновых, ароматических углеводородов.

Примечание - Классификация и показатели качества продукции "жидкий продукт пиролиза от переработки отходов шин" приведены в приложении Г.

3.25 технический углерод (кокс): Твердый продукт термического разложения отходов шин в бескислородной среде.

Примечание - Классификация и показатели качества продукции "технического углерода (кокса) от переработки отходов шин" приведены в приложении Д.

     4 Общие положения

4.1 Идентификация отходов

К отходам шин, покрышек, камер относятся шины, покрышки, флипперы, камеры автомобильные, шины и покрышки пневматические для использования в авиации, а также шины, покрышки, камеры иного назначения утратившие в процессе выполнения работ, оказания услуг или в процессе производства и потребления свои потребительские свойства.

4.2 Требования к сбору отходов шин

Требования к приему отходов шин от физических и юридических лиц.

Физические лица имеют право отчуждать отходы шин, передав их:

- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств или осуществляющим оптовую и/или розничную торговлю шинами, покрышками, камерами автомобильными, с целью их накопления и последующей передачи на обработку и/или утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации видов отходов (шин, покрышек, камер), отнесенных к группе однородных, при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».