ГОСТ Р 53692-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Этапы технологического цикла отходов
Resources saving. Waste treatment. Stages of technological cycle of waste
ОКС 13.030
Дата введения 2024-01-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 231 "Отходы и вторичные ресурсы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2023 г. N 1237-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 53692-2009
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Деятельность по обращению с отходами производства и потребления в настоящее время регламентирована рядом директивных документов [1]*-[3]* и федеральным законом [4]. Однако в национальных стандартах Российской Федерации в области ресурсосбережения содержатся ограниченные и неунифицированные сведения, относящиеся к различным стадиям жизненного цикла продукции. Для упорядочения разночтений разработан применительно к продукции ГОСТ Р 53791.
________________
* Поз.[1], [3] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
С начала XXI века в Российской Федерации произошли также существенные изменения в законодательной сфере, связанные как с появлением федерального закона [5] и сменой статуса стандартов на добровольный, так и с повышением требований к ресурсосберегающему обращению с отходами производства и потребления. Это сказывается на требованиях к действующей и создаваемой в Российской Федерации нормативной и технической документации по обращению с отходами, на эффективности работ по ликвидации отходов в целом. На межгосударственном уровне был принят новый документ [6], что требует как уточнения стадий жизненного цикла продукции, так и этапов технологического цикла отходов. Это обстоятельство вызвало необходимость корректировки и обновления, в первую очередь, отечественной нормативной документации комплекса "Ресурсосбережение" по обращению с отходами, что должно отразиться на повышении эффективности работ по обращению с ними, учитывая приоритет этих задач в [7]. Кроме того, в Российской Федерации разрабатываются новые документы - технические регламенты, определяющие требования безопасности при обращении с изделиями, видами продукции, например с упаковкой, которая после употребления становится отходом.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества для обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов для уменьшения количества отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
- участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Настоящий стандарт устанавливает уточненные типовые этапы технологического цикла отходов, включая бракованные и вышедшие из употребления по разным причинам объекты (продукция, изделия). Настоящий стандарт гармонизирован с международной (ООН), региональной (ЕЭС), межгосударственной (СНГ) и отечественной документацией. Стандарт относится к основополагающим стандартам комплекса "Ресурсосбережение", призванным упорядочить в условиях рыночной экономики активно развивающиеся процессы информационного и нормативно-методического обеспечения работ с отходами производства и потребления, а также с продукцией и изделиями на последних стадиях их жизненного цикла.
Настоящий стандарт предназначен для специалистов регионального и федерального уровней, участвующих в разработке, списании и ликвидации продукции, ставшей отходами, для специалистов - разработчиков нормативной документации, оборудования, технологий, методов контроля и испытаний.
Настоящий стандарт устанавливает последовательные этапы технологического цикла отходов производства и потребления (ЭТЦО), в которые превращаются в том числе и отбракованные, устаревшие и/или списываемые изделия, виды продукции (объекты).
Настоящий стандарт распространяется на образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах отходы, подлежащие сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению и/или захоронению) на последней стадии жизненного цикла продукции.
Настоящий стандарт не распространяется на обращение с радиоактивными, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений и военными объектами после окончания срока службы, снятия с эксплуатации и хранения.
Положения настоящего стандарта предназначены для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также для федеральных и региональных органов управления, имеющих прямое отношение к управлению отходами с обеспечением защиты окружающей среды (ГОСТ Р ИСО 14050).
Термины и определения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в научно-технической, учебной, справочной литературе и других нормативно-методических документах, устанавливающих порядок организации и выполнения работ при обращении с отходами.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2787 Металлы черные вторичные. Общие технические условия
ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
ГОСТ Р 51769 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения
ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 54564 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия
ГОСТ Р 53791 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ 30772, ГОСТ Р 53791, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 отходы от использования товаров; ОИТ: Отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
3.2 снятие объекта с эксплуатации: Событие, состоящее в технической, моральной, иной невозможности или нецелесообразности дальнейшего использования по назначению и ремонта объекта (выход из строя блоков, не подлежащих ремонту, появление нештатных ситуаций и другое), оформленное в установленном порядке.
3.3 технологический цикл отходов; ТЦО: Последовательность процессов и операций в системе обращения с отходами от их образования в хозяйственной деятельности на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту до их утилизации, обезвреживания и/или захоронения.
3.4 этапы технологического цикла отходов; ЭТЦО: Условно выделяемая часть ТЦО - последовательности процессов и операций в системе обращения с отходами от их образования в хозяйственной деятельности на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту.
3.5 твердые коммунальные отходы; ТКО: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Примечание - К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
3.6 классифицирование отходов: Распределение отходов на группы по совокупности приоритетных признаков: по классу опасности для окружающей среды и здоровья людей, по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу, ресурсной ценности отходов и другим характеристикам, необходимым для осуществления безопасной и ресурсосберегающей деятельности по обращению с отходами.
Примечания
1 Классифицирование имеет в качестве результата классификацию, которая документируется в классификаторе.
2 Классифицирование отходов - согласно [8], который включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и/или компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Наименование конкретного вида отходов при включении в [8] присваивается на основе его происхождения, химического и/или компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.
3.7 паспортизация отходов: Последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов с целью ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.
Примечания
1 Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе [4].
2 На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений [4].
3.8 накопление отходов: Складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Примечание - См. [4].
3.9 транспортирование отходов: Перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
3.10 обработка отходов: Предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
3.11 обезвреживание отходов: Уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и/или обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Примечание - Объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов [4].
3.12 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области охраны окружающей среды: Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который наделен полномочиями в области обращения с отходами, включая координацию деятельности других федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в области охраны окружающей среды.
3.13 хозяйствующий субъект (по обращению с отходами): Юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность по обращению с отходами, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Примечания
1 Во взаимоотношения с хозяйствующими субъектами могут вступать физические лица, обладающие правом собственности на определенные виды отходов.