Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ Р 51769-2001

Группа Т00, Т51

     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Ресурсосбережение. Обращение с отходами

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Основные положения

Resources saving. Waste treatment.
Documentation and regulation of dealing with production and
consumption waste treating. Basic principles



ОКС 13.030

ОКСТУ 0017

Дата введения 2002-01-01

Предисловие



1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК N 349 "Вторичные материальные ресурсы"

Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н.Сысина Российской академии медицинских наук

ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 июня 2001 г. N 251-ст

В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:

Закона Российской Федерации "О техническом регулировании";     

Закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе";

Закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления";

Закона Российской Федерации "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением";

Резолюции ОЭСР о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.)

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 755-ст c 01.01.2012

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2011 год

Введение



В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд. тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд. тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением не утилизируемой части опасных и других отходов.

Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.

Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.

На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способны эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.

Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов.

Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-производителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.

Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.

Положения настоящего стандарта применяют расположенные на территории России предприятия, организации, региональные и другие объединения (далее - предприятия) любых форм собственности и подчинения, а также органы управления в части их деятельности по обращению с отходами производства и потребления.

Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

     2 Нормативные ссылки

          

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

ГОСТ Р 14.01-2005 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования

ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы

ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования

ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения

ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования

ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения

ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации

ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

ГОСТ Р 54099-2010* Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья

________________

* В настоящее время в официальных источниках информация о принятии данного документа отсутствует. - Примечание изготовителя базы данных.


ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

ОК 007-93* Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

_______________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Общие положения



3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности:

- классификация отходов по ОК 005, [11], [12];

- учет образования по ГОСТ Р 53791, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно ГОСТ Р 53691, [1], [2] инертных и удалением отходов I-IV класса опасности, согласно ГОСТ Р 53692, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);

- качественное и количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по ГОСТ Р 51768, [3], [4], [6], [8], [9], [11]-[17];

- определение ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р 17.0.0.06, [18], [19], [21], [22];

- экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами по [5], [7], [10];

- контроль правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098 и достоверности информации в сфере обращения с отходами.

3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отхода I-IV класса опасности согласно ГОСТ Р 53691, который в машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в 3.1.

3.3 Паспорт отхода I-IV класса опасности заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отхода I-IV класса опасности открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.

3.1-3.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).     

3.4 Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.

3.5 Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.       

3.6 Каждый этап технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р 53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.     


3.7 Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО должно опираться на наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный в соответствии с ГОСТ Р 54097, межгосударственный, международный [23]-[26], [28]-[33], региональный [27], [34] и зарубежный опыт [35].

3.6, 3.7 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

     4 Документирование деятельности по обращению с отходами