МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 сентября 2023 года N 676
Об утверждении методики оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, состава и содержания сведений сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия для проектов нормативных правовых актов со средней и низкой степенью регулирующего воздействия
В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктом 15_1 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, подпунктом 5.2.28(60) пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437,
приказываю:
1. Утвердить:
методику оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (приложение N 1 к настоящему приказу);
форму сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (приложение N 2 к настоящему приказу);
состав и содержание сведений сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия для проектов нормативных правовых актов со средней и низкой степенью регулирующего воздействия (приложение N 3 к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу:
приказ Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2013 г., регистрационный N 29201);
приказ Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 "О внесении изменений в приложения N 1, 2, 3 к приказу Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2015 г., регистрационный N 38682);
пункт 1 изменений, которые вносятся в приложения N 1, N 3 к приказу Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" и в приложения N 1, N 3 к приказу Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. N 830 "Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2017 г., регистрационный N 45824);
приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2021 г., регистрационный N 65784).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 февраля 2024 года.
Министр
М.Г.Решетников
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 октября 2023 года,
регистрационный N 75678
Методика оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
1. Методика оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - Методика) разработана в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), в целях методического обеспечения и повышения качества проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов (далее - проекты актов) и проектов решений Евразийской экономической комиссии (далее - проекты решений), а также для поддержания взаимного доверия государства и общества посредством оценки проектов актов на соответствие требованиям Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Для проектов решений Методика применяется в части проведения публичного обсуждения (глава VI Методики).
Методика содержит порядок действий при определении необходимости проведения ОРВ, в том числе оценки проектов актов на предмет установления обязательных требований, подготовке и размещении уведомления о разработке проекта акта (далее - уведомление), сборе предложений в связи с размещением уведомления, определении степени регулирующего воздействия проекта акта, составлении сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет), организации публичного обсуждения по проекту акта (проекту решения) и составлении сводки предложений, а также подготовке Минэкономразвития России заключений об оценке регулирующего воздействия.
________________
2. Методика предназначена для применения федеральными органами исполнительной власти - разработчиками проектов актов, а в случае разработки проектов решений - федеральными органами исполнительной власти, ответственными за подготовку предложений для формирования позиции российской стороны по проектам решений, включая внутригосударственное согласование проектов решений, в соответствующей сфере деятельности.
При планировании, организации и проведении ОРВ разработчик должен исходить из цели ОРВ, предусмотренной абзацем первым пункта 4 Правил, а также руководствоваться Методикой, устанавливающей способы выбора регулирующего воздействия на общественные отношения, позволяющие создавать максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы, стимулировать свободную, основанную на принципах самоорганизации хозяйственную деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как основных субъектов рыночной экономики.
При проведении ОРВ осуществляется оценка предполагаемых к установлению проектом акта обязательных требований на соответствие принципам и условиям установления обязательных требований, определенным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
3. Проект акта относится к предметной области ОРВ в случае, если проектом акта регулируются отношения, указанные в пункте 1_1 Правил.
4. Разработчику проекта акта в целях определения необходимости проведения ОРВ проекта акта предлагается выполнить следующую последовательность действий:
4.1. Определить предметную область предполагаемого регулирования проекта акта, в том числе в системной взаимосвязи предмета регулирования с актами большей юридической силы.
4.2. Оценить проект акта на наличие в нем положений, направленных на установление требований к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.
4.3. Оценить проект акта на наличие в нем положений, направленных на регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности, с учетом положений пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и иной экономической деятельности.
4.4. Оценить проект акта на наличие в нем обязательных требований в соответствии с пунктом 6 Методики.
4.5. Определить, предполагает ли проект акта регулирование отношений в областях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1_1 Правил, в случае отсутствия в проекте акта обязательных требований.
5. С целью определения наличия в проекте акта положений, направленных на установление требований к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, разработчику необходимо установить:
относится ли устанавливаемое или изменяемое требование к осуществлению полномочий, определенных частью 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", частью 1 статьи 14, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 16.2, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
предусматривается ли регулирование деятельности организаций (установление, изменение требований к организациям), финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов в рамках осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения и (или) полномочий органов местного самоуправления (далее - бюджетные учреждения).
6. С целью отнесения проекта акта к предметной области ОРВ в части наличия в проекте акта предполагаемых к установлению обязательных требований разработчику следует определить:
6.1. Связано ли требование с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
6.2. Будет ли проверяться соблюдение предполагаемого к установлению проектом акта требования в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
6.3. Относится ли устанавливаемое требование к предмету государственного контроля (надзора), определенному федеральным законом о виде контроля в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6.4. Включено ли предполагаемое к изменению проектом акта требование в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, формируемые в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и частью 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", с одновременной проверкой отсутствия отношений, изменяемых проектом актом, в части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" исключениях.
6.5. Будет ли устанавливаемое требование проверяться в рамках государственного контроля (надзора) при внесении изменений в нормативный правовой акт, положения которого включены в перечни, указанные в подпункте 6.4 пункта 6 Методики не полностью.
6.6. Установлена ли за действие (бездействие), являющееся предметом предполагаемого регулирования, административная ответственность физических или юридических лиц.
6.7. Предполагается ли установить административную ответственность за нарушение устанавливаемого требования в случае, если за действие (бездействие), являющееся предметом предполагаемого регулирования, административная ответственность физических или юридических лиц в настоящее время не предусмотрена.
6.8. Включены ли изменяемое проектом акта требование или нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, размещаемые на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
6.9. Проверяется ли устанавливаемое проектом акта требование в рамках оценки соответствия, в том числе согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также в иных областях, предусматривающих подтверждение соответствия продукции предъявляемым требованиям.
6.10. Осуществляется ли оценка соблюдения обязательных требований в рамках иных форм оценок и экспертизы, в том числе в ходе санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических оценок, оценки материалов и (или) информации для признания их запрещенными на территории Российской Федерации, оценки исполнения требований типовых соглашений и типовых договоров, которая в том числе может осуществляться организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
6.11. Разрабатываются ли проекты актов взамен нормативных правовых актов, включенных в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и отвечают ли устанавливаемые требования условиям, указанным в подпунктах 6.1-6.10 пункта 6 Методики.
7. Проект акта не относится к предметной области ОРВ, если его положениями не будут регулироваться отношения, указанные в пункте 1_1 Правил.
Процедуры ОРВ, предусмотренные пунктом 7 Правил, не применяются в отношении проектов актов или проектов решений в случаях, предусмотренных пунктом 2 Правил.
К предметной области ОРВ не относятся проекты актов, которые в том числе:
не затрагивают отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не связаны с осуществлением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлением полномочий органов местного самоуправления;
предполагают регулирование отношений, связанных с приобретением гражданами товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не предназначенных для экономической деятельности, а также проекты актов, которые предусматривают регулирование порядка и требований к функционированию федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений.
8. После принятия решения о разработке проекта акта разработчик размещает в соответствии с пунктом 9 Правил уведомление на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о разработке проектов актов и результатов их общественного обсуждения - regulation.gov.ru (далее - официальный сайт).
9. Разработчик размещает уведомление в целях:
проведения публичного обсуждения с заинтересованными лицами;
уточнения содержания и вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений;
уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных расходов в связи с его введением;
получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
10. Требования к содержанию уведомления установлены пунктом 10 Правил. При обосновании необходимости разработки проекта акта следует представить в том числе описание:
проблемы, существование которой затрагивает права и законные интересы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - субъекты регулирования) и (или) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;