Действующий

Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

I. Оценка текущего состояния в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности


В 2008 году Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена цель по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. Для ее достижения распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", которая признана утратившей силу постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 479 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В 2014 году постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" была утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", в рамках которой реализовывалась подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности". С 2019 года подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", и в последние годы включает лишь меры регуляторного, административного и организационного характера. Поставленная в 2008 году ключевая цель государственной политики в области энергетической эффективности к 2020 году не была достигнута, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации составило 15 процентов.

В 2015-2021 годах среднегодовые темпы снижения энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации составили 0,6 процента, отставая от среднеевропейских темпов в 5,4 раза и от среднемировых в 3,1 раза. По итогам 2019 года энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации составила 9,68 тонны условного топлива на 1 млн. рублей в ценах 2016 года (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов 871,6 млн. тонн условного топлива), в 2020 году - 9,3 тонны условного топлива на 1 млн. рублей (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов - 829,5 млн. тонн условного топлива), в 2021 году -9,72 тонны условного топлива на 1 млн. рублей (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов - 888,7 млн. тонн условного топлива).

В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими являлись:

в 2019 году - электроэнергетика и теплоэнергетика (28 процентов), обрабатывающая промышленность (20 процентов), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10 процентов), транспорт (16 процентов), добывающая промышленность (9 процентов) и население (17 процентов);

в 2020 году - электроэнергетика и теплоэнергетика (27 процентов), обрабатывающая промышленность (21 процент), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10 процентов), транспорт (15 процентов), добывающая промышленность (10 процентов) и население (17 процентов);

в 2021 году - электроэнергетика и теплоэнергетика (27 процентов), обрабатывающая промышленность (20 процентов), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10 процентов), транспорт (15 процентов), добывающая промышленность (10 процентов) и население (17 процентов).

Следует отметить, что в секторе жилищно-коммунального хозяйства наиболее энергоемкими являются процессы водоснабжения и водоотведения (водоочистки), а также сбор, обработка и утилизация отходов.

В сфере электроэнергетики и теплоэнергетики 44 процента общего объема ресурсов потребляют электрические станции, 28 процентов приходится на потребление котельными и 28 процентов на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Текущая ситуация в сфере электроснабжения характеризуется значительным физическим износом оборудования, высокими показателями удельных расходов топлива и потерь в сетях, а в сфере теплоснабжения - высоким физическим износом тепловых сетей, высокими показателями удельных расходов сетевой воды и удельных расходов топлива котельными. Потери в тепловых сетях в 2019 году составили от 8,1 до 19,1 процента, в 2020 году - от 8,6 до 19,7 процента в зависимости от региона.

Кроме того, в сфере теплоснабжения недостаточно используется потенциал когенерации, несмотря на ее высокую эффективность (выработка электрической и тепловой энергии за счет когенерации позволяет экономить в среднем около 40 процентов первичного топлива относительно раздельного производства аналогичного объема электрической и тепловой энергии).

На сферу добывающей и обрабатывающей промышленности в 2019-2021 годах суммарно пришлось от 29 процентов до 31 процента российского потребления топливно-энергетических ресурсов. Основным стимулом для реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности в энергоемких секторах промышленности является повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках путем снижения потребления энергоресурсов по всей цепочке создания добавленной стоимости. Новыми вызовами для энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности являются:

нарушение цепочек поставок и рост цен на материалы (медь, литий, никель, кобальт и др.), обусловленные санитарными и вводимыми экономическими ограничениями;

возможное изменение предпочтений потребителей промышленной продукции в пользу альтернативных видов сырья и материалов;

развитие климатической повестки и углеродного регулирования в Российской Федерации и странах - импортерах российской продукции.

К ключевым проблемам повышения энергетической эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве можно отнести:

недостаточно развитые механизмы финансирования энергоэффективной модернизации многоквартирных домов и стимулирования снижения удельного энергопотребления;

низкая мотивация к строительству многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности и применению технологий "зеленого строительства";

низкий уровень оснащенности многоквартирных домов системами учета потребления энергетических ресурсов, в первую очередь тепла (не выполнена обязательная норма Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по завершению до 1 января 2011 г. оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии);

отсутствие информации об уровне энергетической эффективности жилищного сектора и потенциале его повышения (около 90 процентов жилых зданий не имеют установленного класса энергетической эффективности);

низкий уровень технической эксплуатации отремонтированных зданий и нового оборудования, а также намеренный вывод из эксплуатации приборов учета собственниками и эксплуатирующими организациями;

недостаточная координация планирования и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с планами модернизации коммунальной инфраструктуры для использования потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В сфере транспорта в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, мероприятия, в наибольшей степени способствующие энергосбережению и повышению энергетической эффективности, реализуются в рамках основных направлений развития смежных отраслей экономики, в том числе:

электрификация и газификация транспорта общего пользования, стимулирование перехода на использование моделей с низким уровнем выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ;

перевод автомобильного транспорта на гибридные аналоги, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей (в том числе электробусов);

увеличение доли альтернативного топлива в грузовых и пассажирских перевозках.

Помимо модернизации транспортных средств энергоэффективные технологии могут внедряться и в дорожной инфраструктуре (применение энергоэффективных светильников позволяет значительно снизить совокупный расход электрической энергии на уличное и дорожное освещение).

Необходимо отметить, что важнейшим элементом государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является проведение соответствующих мероприятий на региональном и муниципальном уровнях, а в субъектах Российской Федерации к настоящему времени накоплен положительный опыт в области энергосбережения. Проводится модернизация предприятий, генерирующих электрическую и тепловую энергию, заключаются энергосервисные контракты, договоры концессии, устанавливается светодиодное освещение, приборы учета, строятся электростанции на возобновляемых источниках энергии.