ФАС РОССИИ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА)

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2023 года N СП/49884/23


По делу N СП/49884/23

Резолютивная часть решения оглашена "21" июня 2023 года.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения N 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 N 1178/18 (далее - Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению публичного акционерного общества "Юнипро" (далее - ПАО "Юнипро", Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 17.02.2023 N 20-0253, вх. от 20.02.2023 рег. N 26222/23), возникший с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - орган регулирования, РСТ Югры, РСТ) по вопросу установленного тарифа в сфере питьевого водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, представителей ПАО "Юнипро" в лице <...>, <...>, <...>, <...>, Комиссия ФАС России,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 N 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 17.02.2023 N 20-0253, вх. от 20.02.2023 рег. N 26222/23) о разногласиях между ПАО "Юнипро" и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросу об установлении тарифов в сфере питьевого водоснабжения на 2023-2027 гг.

Основанием для разногласий между ПАО "Юнипро" и РСТ Югры послужил приказ РСТ Югры от 24.11.2022 N 86-нп "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, и о внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Сургутская ГРЭС-2 является филиалом ПАО "Юнипро", расположенным в городе Сургут (Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область).

Размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленный оспариваемым решением на 2023 год, составил 24 193,11 тыс. руб.

ПАО "Юнипро" заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 4 956,36 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила "-" 19 236,75 тыс. руб.

Регулируемая организация оспаривает снижение расходов в составе НВВ в связи с некорректным, по мнению ПАО "Юнипро", расчетом органа регулирования натуральных показателей на 2023-2027 гг. в части объема питьевой воды, отпущенной абонентам. ПАО "Юнипро" заявляет в ФАС России величину объема питьевой воды, отпущенной абонентам в 2023 году, в размере 33,48 тыс. куб. м, со снижением на 430,57 тыс. куб. м от принятого органом регулирования объема отпуска услуг в размере 464,05 тыс. куб. м.

Так Заявитель в поданном в адрес ФАС России заявлении указывает на величины, подлежащие дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на питьевое водоснабжение на 2023 год, по следующим статьям затрат/натуральным показателям:

N п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

А

В

С

(С - А)

Натуральные показатели

1

Объем питьевой воды, отпущенной абонентам, тыс. куб.м

464,05

33,48

33,48

- 430,57

Количественные показатели

2

НВВ, тыс. руб.

24 193,11

7 843,83

4 956,36

- 19 236,75

2.1

Сглаживание, тыс. руб.

- 3 488,60

0,00

3 488,60

3 488,60

2.2

Экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов в текущем периоде, тыс. руб.

- 2 326,26

0,00

2 326,26

2 326,26

2.3

Недополученные доходы/расходы прошлых периодов, тыс. руб.

0,00

3 213,55

1 315,19

1 315,19

3

Итого по статьям, с учетом снижения натуральных показателей, тыс. руб., но без учета всех затрат в НВВ

- 5 814,86

0,00

5 814,86

5 814,86


Тарифы на услуги питьевого водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере питьевого водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования N 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Объем питьевой воды, отпускаемой абонентам.

ПАО "Юнипро" заявляет объем питьевой воды, отпускаемой абонентам на 2023 год, в размере 33,48 тыс. куб. м.

Орган регулирования учитывает объем питьевой воды, отпущенный абонентам, в размере 464,05 тыс. куб. м.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования N 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 96 Методических указаний N 1746-э тарифы регулируемых организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение, без дифференциации в виде одноставочных тарифов рассчитываются в соответствии с формулой:

, (42)

где:

- тариф регулируемой организации, устанавливаемый на i-ый год, руб./куб. м;

- необходимая валовая выручка регулируемой организации, относящаяся на соответствующий регулируемый вид деятельности, рассчитанная на i-ый год, руб.;

- объем отпускаемой i-той регулируемой организацией воды (принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям, куб. м.

Согласно пункту 4 Методических указаний N 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям N 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пункту 5 Методических указаний N 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску), абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:

, (1)

, (1.1)

где:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6.

Необходимо отметить, что "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро" имеет одну централизованную систему холодного водоснабжения. На балансе у предприятия находятся водозаборные скважины и сети водоснабжения. Большая часть добываемой воды используется на хозяйственно-питьевые и технологические нужды филиала "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро". Кроме того, предприятие оказывает услуги водоснабжения сторонним потребителям, в том числе населению в связи с присвоением статуса гарантирующей организации в соответствии с постановлением администрации города Сургута N 8787 от 18.12.2015.

Таким образом, между филиалом "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро" заключен договор на транспортировку воды N 8989-трв-17 с транзитной организацией Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал".

В качестве обоснования утвержденных объемов воды на 2023 год ПАО "Юнипро" представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы: реестры и счета фактуры абонентам за 2018-2021 гг., отчетные формы 2ТП (Водхоз) за 2018-2021 гг., лицензия на пользование недрами, расчет объема отпуска питьевой воды абонентам на 2023-2027 гг. филиала "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро", производственная программа на 2023-2027 гг., баланс водоснабжения на 2023-2027 гг., исполнение мероприятий производственной программы за 2021 год, объекты водоснабжения, сводный журнал учета водопотребления средствами измерений, описание технологического процесса водоснабжения филиала "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро", реестры документов, представленных в РСТ Югры на 2020-2027 гг., информационная записка об источниках водоснабжения "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро", письмо ПАО "Юнипро" от 02.12.2022 N 20-1406, письмо ФАС России от 16.12.2022 N ВК/113760/22.

ПАО "Юнипро" отмечает, что "Сургутская ГРЭС-2" осуществляет деятельность в сфере электро-, тепло- и водоснабжения, имеет статус гарантирующей организации, осуществляющей деятельность по подъему, очистке, транспортировке питьевой воды. Деятельность по водоснабжению осуществляется с учетом следующих факторов:

- транспортировку питьевой воды до потребителя производит Сургутское унитарное предприятие "Горводоканал" на основании договора с ПАО "Юнипро";

- часть произведенной питьевой воды используется для собственных и хозяйственных питьевых нужд ПАО "Юнипро" (порядка 90%);

- часть произведенной питьевой воды отпускается собственным абонентам на реализацию (порядка 10%).

ПАО "Юнипро" выражает несогласие с тем, что при расчете тарифа на 2023-2027 гг. органом регулирования использован подход, при котором в расчете объема отпуска питьевой воды, учтен в том числе отпуск питьевой воды на нужды станции (собственное потребление) (в отличие от предыдущего периода регулирования, когда отпуск питьевой воды принимался органом регулирования на уровне отпуска воды потребителям). Таким образом, по мнению регулируемой организации, подход органа регулирования к формированию тарифов не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно пунктам 5 и 96 Методических указаний N 1746-э.

В соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям N 1746-э расчетный отпуск воды определяется в соответствии с водным балансом, согласно которому объем отпуска воды отражается с учетом дифференциации абонентов на две группы: "другие организации, осуществляющие водоснабжение" и "собственные абоненты".

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под абонентом понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Заявитель указывает на то, что использование питьевой воды для собственных нужд в сфере электроснабжения и теплоснабжения не входит в расчетный отпуск воды, и, следовательно, не является отпуском питьевой воды абонентам (реализацией). По мнению регулируемой организации, тариф на питьевую воду должен рассчитываться исходя из объемов воды, отпущенной абонентам и соответствующей этому объему доле затрат, т.е. не должен учитывать объем питьевой воды, использованной на собственные нужды в сфере электроснабжения и теплоснабжения, ровно, как и сопутствующие затраты.

По мнению органа регулирования, с учетом того, что объемы произведенной питьевой воды, использованной на собственные нужды в сфере электроснабжения и теплоснабжения, не учитываются в тарифе на питьевую воду, расходы на ее производство должны быть учтены в соответствующих видах деятельности (электроснабжения и теплоснабжения).

Орган регулирования отмечает, что балансовые показатели на долгосрочный период регулирования приняты в соответствии с пунктом 5 Методических указаний N 1746-э исходя из фактических данных за предыдущие периоды на основании данных статистической формы 2-ТП (водхоз) за 2018-2021 гг.

В свою очередь, в письменных пояснениях, направленных ПАО "Юнипро" в адрес ФАС России, ПАО "Юнипро" указывает на то, что статистическая форма 2-ТП (водхоз) за 2018-2021 гг. содержит информацию об объемах отпуска питьевой воды сторонним абонентам. Таким образом, орган регулирования имел возможность рассчитать тариф на питьевую воду для ПАО "Юнипро" исходя из данных по отпуску абонентам, а не исходя из всего объема производимой питьевой воды.

При этом орган регулирования указывает на то, что более 90 % воды, добываемой "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро" из подземных источников, используется при производстве электрической энергии, тепловой энергии, производимой в режиме комбинированной выработки.

Остальной объем воды в размере 10 %, добываемой из подземных источников, реализуется сторонними потребителями, в том числе населению в связи с присвоением статуса гарантирующей организации.

Таким образом, большая часть объема воды, добываемой "Сургутская ГРЭС-2" ПАО "Юнипро" из подземных источников, реализуется потребителем через основные регулируемые виды деятельности (производство электрической и тепловой энергии) и не является объемом воды на хозяйственно-бытовые нужды.

Орган регулирования отмечает, что согласно пункту 20 Основ ценообразования N 406 учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пункту 21 Основ ценообразования N 406 при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»