ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 июля 2023 года N 49

Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы по определению страны происхождения товара для оформления сертификатов о происхождении товара



В целях упорядочивания работ по проведению экспертизы по определению страны происхождения товара для целей оформления сертификатов о происхождении товара:

1. Утвердить Положение о порядке проведения экспертизы по определению страны происхождения товара для оформления сертификатов о происхождении товара (прилагается).

2. Департаменту регионального развития (Зубков И.В.), Департаменту экспертизы и сертификации (Ильичев Е.А.) направить настоящий приказ в уполномоченные торгово-промышленные палаты для использования в работе.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 7 дней с даты его подписания.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на вице-президента ТПП РФ Фатеева М.А.

Президент
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
С.Н.Катырин



Приложение
к приказу ТПП РФ
от 14 июля 2023 года N 49



Положение о порядке проведения экспертизы по определению страны происхождения товара для оформления сертификатов о происхождении товара



     Раздел 1. Общие положения

 

1.1. Положение о порядке проведения экспертизы по определению страны происхождения товара для оформления сертификатов о происхождении товара (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с пунктом 1.8 раздела 1 Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товара, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденного постановлением Правления ТПП России N 172-14 от 23 декабря 2015 года* (далее по тексту - Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товара).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 23 декабря 2010 года". - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Настоящее Положение определяет особенности проведения экспертизы по определению страны происхождения товара (далее - экспертиза происхождения), перечень представляемых заявителями документов и сведений для проведения экспертизы происхождения, порядок представления и рассмотрения указанных документов и сведений.

1.3. Проведение экспертизы происхождения осуществляется уполномоченными торгово-промышленными палатами и экспертными организациями торгово-промышленных палат (далее - уполномоченные ТПП/экспертные организации).

Перечень уполномоченных ТПП/экспертных организаций утверждается приказом ТПП России и размещается на официальном сайте ТПП России в информационно-коммуникационной сети "Интернет" - https://www.tpprf.ru/ru/.

1.4. Проведение экспертизы происхождения осуществляется уполномоченными ТПП/экспертными организациями на платной основе в соответствии с едиными тарифами и Методикой определения размера платы за проведение экспертизы по определению страны происхождения товара (с составлением акта экспертизы) для целей оформления сертификатов о происхождении товара, утверждаемых ТПП России.

1.5. Уполномоченные ТПП/экспертные организации в соответствии с российским законодательством несут ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, полученных в ходе реализации настоящего Положения.

1.6. Уполномоченные ТПП/экспертные организации информируют юридические и физические лица, а также индивидуальных предпринимателей о порядке проведения экспертизы происхождения в устной и/или письменной формах, или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

1.7. Общий контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляет ТПП России, которая в этих целях проводит в установленном порядке проверку деятельности уполномоченных ТПП/экспертных организаций по проведению экспертизы происхождения.

     Раздел 2. Термины и определения


Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью получен или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с применяемыми правилами происхождения;

критерий достаточной переработки товара - критерий определения страны происхождения товара, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две и более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней, существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств;

товар - любое движимое имущество (в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии), перемещаемое через таможенную границу ЕАЭС;

продукция (продукт) - готовая продукция, даже в том случае, если она предназначается для дальнейшего использования в другой производственной операции в качестве материала;

материал - любое вещество, ингредиент, сырье, часть товара или товар, используемые или потребляемые при производстве товара или физически включенные в товар;

партия товара - товары, которые отправляются одновременно по одному или нескольким транспортным документам в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

цена на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате производителю, на предприятии которого производилась последняя обработка или переработка товара, определяемая на условиях "франко-завод" согласно Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2020", при этом в стоимость товара на условиях "франко-завод" не включаются суммы внутренних налогов, которые возмещаются или могут быть возмещены при экспорте данного товара;

цена на условиях FOB - стоимость товаров на условиях "свободен на борту", включающая стоимость транспортировки до порта или места окончательной отгрузки за рубеж;

получение или производство (изготовление) - выращивание, добыча, разведение, ловля, охота, извлечение, а также выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая переработку, обработку или сборку, или каких-либо особых операции, целью которых является получение продукта;

единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - система описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики;

непроисходящие материалы - материалы, которые не признаются происходящими из страны в соответствии с применяемыми правилами происхождения (материалы иностранного происхождения и/или материалы неизвестного происхождения);

происходящие материалы - материалы, которые признаются в соответствии с применяемыми правилами происхождения, происходящими из страны (материалы российского происхождения);

сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством;

акт экспертизы - акт экспертизы по определению страны происхождения товара, составленный уполномоченной ТПП/экспертной организацией при условии, что заявленный товар соответствует критериям происхождения, установленным применяемыми правилами происхождения, а также требованиям, предусмотренным настоящим Положением;

заявитель - юридическое или физическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, обратившееся(ийся) в уполномоченную ТПП/экспертную организацию с заявлением о проведении экспертизы по определению страны происхождения товара для оформления сертификатов о происхождении товара;

заявителями могут являться экспортеры, производители или грузоотправители товара, либо лица, представляющие их интересы (на основании доверенности, договора поручения или других документов);

в указанное понятие, если иное не предусмотрено применяемыми правилами происхождения, могут включаться также импортер, грузополучатель товара, либо лица, представляющие их интересы в соответствии с национальным законодательством страны ввоза (на основании доверенности, договора поручения или других документов);

правила происхождения - правила определения страны происхождения товаров, устанавливающие порядок и критерии определения происхождения товаров, в соответствии с которыми проводится экспертиза происхождения для оформления отдельных видов сертификатов о происхождении товара, которые устанавливаются:

- международными договорами (соглашениями), участником которых является Российская Федерация как самостоятельно, так и в составе членов Евразийского экономического союза;

- актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

- законодательством страны ввоза товаров (импортирующей страны);

АИС "Экспертиза и сертификация" - автоматизированная информационная система "Экспертиза и сертификация" проекта "Электронная ТПП";

ИС "Одно окно" - информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, определенная пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

информационные системы - АИС "Экспертиза и сертификация" или ИС "Одно окно".

     Раздел 3. Особенности проведения экспертизы происхождения

 

3.1. Экспертиза происхождения проводится на соответствие заявленных товаров требованиям (критериям происхождения), предусмотренным применяемыми правилами происхождения, в целях признания таких товаров происходящими из Российской Федерации.

3.2. Правила происхождения для целей проведения экспертизы происхождения применяются в зависимости от указанной в заявлении о проведении экспертизы происхождения формы сертификата о происхождении товара.

3.3. В части вопросов, не урегулированных правилами происхождения, актами, составляющими право ЕАЭС, законодательством Российской Федерации, Положением о порядке выдачи сертификатов о происхождении товара, а также иными нормативными документами ТПП России, определение происхождения товаров может устанавливаться методическими рекомендациями, утверждаемыми ТПП России и размещаемыми на официальном сайте ТПП России в информационно-коммуникационной сети "Интернет" - https://www.tpprf.ru/.

3.4. Экспертиза происхождения может быть проведена:

- на одну партию товара;

- на контракт/договор (на все количество товара, указанное в контракте/договоре);

- на постоянную номенклатуру производства, с составлением акта экспертизы на срок до 12 месяцев.

Вид экспертизы происхождения указывается в заявлении на проведение экспертизы.

Оформление сертификатов о происхождении товара на основании экспертизы происхождения, проведенной на одну партию товара, осуществляется на одну такую партию товара; проведенной на контракт/договор или на постоянную номенклатуру производства, с составлением акта экспертизы на срок до 12 месяцев, осуществляется на неограниченное количество экспортируемых партий товара, выполняемых в рамках действия указанных видов экспертизы, без проведения дополнительной экспертизы происхождения.

3.5. Экспертиза происхождения проводится как с выездом эксперта уполномоченной ТПП/экспертной организации на производство заявленного товара в целях освидетельствования процесса производства и проверки представленных заявителем документов и сведений, так и без такого выезда, на основании представленных заявителем документов и сведений.

При этом экспертиза происхождения с выездом на производство заявленного товара осуществляется в случаях, если:

- заявляется проведение экспертизы на постоянную номенклатуру производства с составлением акта экспертизы сроком действия до 12 месяцев;

- по итогам рассмотрения документов и сведений, представленных заявителем в соответствии с разделом 4 настоящего Положения, установлена необходимость проведения дополнительной проверки достоверности представленных документов и сведений на наличие производственных площадей, оборудования и персонала, выполнения технологических операций, а также документации, связанной с производством продукции, непосредственно на производственных площадках заявителя (производителя);

- получены обращения иностранных компетентных органов или федеральных органов власти, в том числе контрольно-надзорных или правоохранительных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в которых указывается на наличие признаков недостоверности документов и сведений, представленных заявителем в соответствии с разделом 4 настоящего Положения;

- получены заявления или сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых представлены аргументированные сведения о наличии признаков недостоверности в документах и сведениях, представленных заявителем в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

В остальных случаях проведение экспертизы происхождения осуществляется на основании представленных заявителем документов и сведений без выезда эксперта уполномоченной ТПП/экспертной организации на производство заявляемого товара.

     Раздел 4. Перечень документов и сведений, представляемых для проведения экспертизы происхождения

 

4.1 В целях проведения экспертизы заявитель подает в уполномоченную ТПП/экспертную организацию в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящего Положения, заявление о проведении экспертизы происхождения по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Положению (далее - заявление).

Заявление должно содержать:

- подтверждение заявителя о достоверности представляемых им документов и сведений;

- согласие заявителя на проведение проверки с выездом эксперта на производство с целью подтверждения факта производства (изготовления) заявленного товара, наличия производственных площадей, оборудования и персонала (при проведении экспертизы происхождения на постоянную номенклатуру производства, с составлением акта экспертизы на срок до 12 месяцев);

- обязательство об уведомлении уполномоченной ТПП/экспертной организации в случае изменений в течение срока действия акта экспертизы технологического процесса или используемых материалов (продуктов) для изготовления заявленного товара (при заявлении на проведение экспертизы на контракт/договор либо на постоянную номенклатуру производства, с составлением акта экспертизы на срок до 12 месяцев);

- согласие на размещение заявления, представление документов и сведений посредством использования информационных систем, а также на обмен документами (включая получение акта экспертизы) и информацией (уведомлениями) с использованием информационных систем (при подаче заявления на проведение экспертизы происхождения в информационных системах);

- согласие (несогласие) на получение акта экспертизы в форме электронного документа (при подаче заявления на бумажном носителе);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»