Согласно статье 9 Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственная поддержка производителей органической продукции обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".
Производители органической продукции могут получать следующие виды государственной поддержки:
компенсация части затрат на сертификацию продукции агропромышленного комплекса на внешних рынках в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1816 "О государственной поддержке организаций в целях компенсации части затрат, связанных с сертификацией продукции агропромышленного комплекса на внешних рынках";
компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. N 1104 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции";
льготные тарифы на перевозку сельскохозяйственной продукции в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N 406 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства";
льготное кредитование в целях реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК" в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке";
субсидирование продвижения продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 255 "Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки организациям в целях продвижения продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
В рамках изменения с 2020 года подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, предусмотренными соответственно приложениями N 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", определяется, что условия предоставления средств, требования, предъявляемые к получателям средств, размеры ставок грантов, перечень документов, необходимых для получения средств, а также срок их рассмотрения устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Исходя из этого субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить ставку на сельскохозяйственную продукцию в зависимости от применяемой технологии производства, в том числе на продукцию, произведенную в соответствии с Федеральным законом "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, многие меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей могут применяться по отношению к производителям органической продукции. Хозяйства по производству органической продукции остаются в конкурентном поле с традиционными производителями сельскохозяйственной продукции, что ставит их по сравнению с этими традиционными производителями в менее выгодные условия, так как затраты на производство органической продукции выше, чем в традиционном секторе.
Отдельные меры поддержки реализуются в некоторых субъектах Российской Федерации, в том числе:
субсидирование лизинга и приобретения сельскохозяйственной техники;
субсидирование сертификации и части затрат производителей органической продукции (Воронежская область - покрытие 100 процентов затрат на сертификацию, Белгородская область);
субсидирование 50 процентов затрат на биологические средства защиты, питание, ветеринарные препараты, кормовые добавки для животных, разрешенные к применению в органическом сельском хозяйстве;
государственная поддержка аренды помещений для реализации органической и фермерской продукции (Воронежская область);
погектарная поддержка на период конверсии земель - от 8 до 10 тыс. рублей на 1 гектар (в Томской области размер субсидии не может превышать 80 процентов фактических затрат получателя субсидии без учета налога на добавленную стоимость, в среднем фермеры получают погектарную поддержку, составляющую около 1 тыс. рублей на 1 гектар);
поддержка в отношении молока (из расчета на литр молока) - позволяет компенсировать первичные потери при переходе на производство органической продукции, при котором надои падают примерно на одну треть (Республика Мордовия).
Во многих регионах потенциально возможно получить до 90 процентов возмещения затрат на обучение, маркетинговые исследования, участие в выставках, прохождение процедуры сертификации или предаудита готовности к переходу на органическое сельское хозяйство. Софинансирование со стороны региона должно составлять от 10 процентов. Набор мер поддержки варьируется по различным субъектам Российской Федерации.
Следует также отметить, что автономной некоммерческой организацией "Российская система качества" применяются льготы при прохождении субъектами малого и среднего предпринимательства сертификации производства органической продукции.