1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (далее - Методические рекомендации, государственные программы, муниципальные программы, при совместном упоминании - государственные (муниципальные) программы соответственно) разработаны во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" (далее - постановление N 786).
Исходя из положений статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также статьи 37 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 172-ФЗ) перечень государственных (муниципальных) программ, порядок разработки, реализации и оценки их эффективности определяется самостоятельно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).
Методические рекомендации содержат рекомендации по подходам к формированию государственных (муниципальных) программ (в том числе их формату и структуре), системе управления такими программами, проведению мониторинга их реализации, и могут быть использованы высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в целях выстраивания системы управления государственными (муниципальными) программами с учетом синхронизации с процессами разработки и реализации государственных программ Российской Федерации.
Рекомендуемые формы документов и материалов, формируемых при разработке и реализации государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, разработанные в рамках настоящих Методических рекомендаций, размещаются Министерством экономического развития Российской Федерации в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru, далее - Портал государственных программ) не позднее 1 марта 2023 года.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям муниципальных образований) при разработке и реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется учитывать положения:
постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее - постановление N 1288);
Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации (далее - Правила оценки);
приказа Минэкономразвития России от 17 августа 2021 г. N 500 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации N 500);
приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2021 г. N 722 "Об утверждении Порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы" (далее - Приказ N 722);
приказа Минэкономразвития России от 21 апреля 2022 г. N 218 "Об утверждении методических рекомендаций по мониторингу государственных программ Российской Федерации";
Единых методических рекомендаций по подготовке и реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов (размещены в открытой части портала государственной автоматизированной информационной системы "Управление" по адресу:
https://gasu.gov.ru/rest/documents/file/download?fileId=12524&ysclid=la8b4jbj1h895907263 (далее - Единые методические рекомендации);
иных нормативных правовых (правовых) актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и регулирования проектной деятельности, а также методических указаний президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, методических рекомендаций и разъяснений проектного офиса Правительства Российской Федерации;
положений о проектной деятельности субъектов Российской Федерации.
3. Рекомендуемый срок разработки проектов государственных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями - III квартал 2023 года.
4. Рекомендуемый срок начала реализации государственных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями - 1 января 2024 года.
Сроки разработки и начала реализации муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями устанавливаются муниципальными образованиями самостоятельно.
5. Для целей настоящих Методических рекомендаций с учетом Положения N 786 используются следующие понятия:
ответственный исполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) либо иной главный распорядитель средств соответствующего бюджета, определенный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в качестве ответственного исполнителя государственной (муниципальной) программы, отвечающего в целом за формирование и реализацию государственной (муниципальной) программы;
соисполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, представитель которого определен ответственным за разработку и реализацию структурного элемента государственной (муниципальной) программы;
участник государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, участвующий в реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы;
задача структурного элемента государственной (муниципальной) программы - итог деятельности, направленный на достижение изменений в социально-экономической сфере субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
мероприятие (результат) - количественно измеримый итог деятельности, направленный на достижение показателей государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов, сформулированный в виде завершенного действия по созданию (строительству, приобретению, оснащению, реконструкции и т.п.) определенного количества материальных и нематериальных объектов, предоставлению определенного объема услуг, выполнению определенного объема работ с заданными характеристиками.
Термины "мероприятие" и "результат" тождественны друг другу и применяются при формировании проектной и процессной частей государственной (муниципальной) программы с учетом особенностей, установленных абзацем двадцать четвертым пункта 20 настоящих Методических рекомендаций;
объект - конечный материальный или нематериальный продукт, или услуга, планируемые к приобретению и (или) получению в рамках выполнения (достижения) мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы;
показатель - количественно измеримый параметр, характеризующий достижение целей государственной (муниципальной) программы, выполнение задач структурного элемента такой программы, и отражающий социально-экономические и иные общественно значимые эффекты от реализации государственной (муниципальной) программы, ее структурного элемента;
прокси-показатель - дополнительный показатель государственной (муниципальной) программы или ее структурного элемента, отражающий динамику основного показателя, но имеющий более частую периодичность расчета;