МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03
О направлении методических рекомендаций
Министерство просвещения Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Т.В.Васильева
Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года N 286 и N 287 (далее - ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность.
________________
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/.
Целью информационно-методического письма является рассмотрение основных особенностей реализации внеурочной деятельности, как неотъемлемой части образовательного процесса, а также определение посредством ее организации способов достижения единства образовательного пространства Российской Федерации, обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для развития воспитательной среды, реализация рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
________________
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
________________
Методические рекомендации - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/2a682f0091a7354a5b60bd9e8e699b237680585c/.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования).
Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы;
с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности приведено в таблице 1.
Модель плана | Содержательное наполнение |
Преобладание | занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; |
Преобладание | дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; |
Преобладание | занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; |
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся:
1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (понедельник, первый урок);
________________
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. N 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о важном".
1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
________________
Методические рекомендации - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/.
1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно включить:
3 часа в неделю - на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России");
2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей").
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице 2.
Направление | Рекомендуемое | Основное содержание занятий |
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся | ||
Информационно- | 1 | Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. |
________________ Тематика занятий "Разговоры о важном" на 2022-2023 уч. год - https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm. | ||
Занятия | 1 | Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). |
________________ Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. | ||
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся | 1 | Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. |
Основное содержание: | ||
Вариативная часть | ||
________________ Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной модели реализации плана внеурочной деятельности. | ||
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся | 3 | Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. |
Основные направления деятельности: | ||
Занятия, | 2 | Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: |
занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); | ||
Занятия, | 2 | Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. |
Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; |
В дополнение к имеющимся методическим ресурсам в 2022 году будут представлены в общедоступной форме методические материалы для организации цикла еженедельных занятий "Разговоры о важном", включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент для обучающихся 1-2, 3-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов, обучающихся профессиональных организаций, осваивающих программы среднего общего образования (материалы будут размещены в разделе "Внеурочная деятельность" на портале "Единое содержание общего образования"), а также направлены в субъекты Российской Федерации дополнительно.