Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет по образованию |
2 | Соисполнители государственной программы | Администрации районов Санкт-Петербурга (далее - администрации районов); |
3 | Участник государственной программы | - |
4 | Цели государственной программы | Обеспечение высокого качества и доступности образования для всех групп обучающихся с учетом их интересов, потенциала одаренности и вариативных образовательных потребностей для успешности их творческой самореализации в контексте социально-экономического развития Санкт-Петербурга; |
5 | Задачи государственной программы | Повышение качества и доступности образования всех уровней для всех групп обучающихся с учетом их интересов, потенциала одаренности и вариативных образовательных потребностей; |
6 | Основания разработки государственной программы | Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Современная школа" (город федерального значения Санкт-Петербург) национального проекта "Образование" (далее - региональный проект 1 НПО); |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | - |
9 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования" (далее - подпрограмма 1); |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы - 1492934009,1 тыс.руб., |
Общий объем финансирования региональных проектов в рамках государственной программы - 34411982,6 тыс.руб., | ||
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Обеспечена 100-процентная доступность образования, в том числе дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет; |
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития отрасли "Образование" с указанием основных проблем
Образование является одним из важных социальных благ современного человечества. Важность отрасли "Образование" обусловливается тем, что она помогает передавать знания и опыт поколений, формирует будущий образ и набор качеств, черт и компетенций жителя города; ее воспитательные и образовательные функции позволяют определить будущего жителя Санкт-Петербурга и России - гражданина, профессионала, патриота, предпринимателя. Без изменений в отрасли "Образование" невозможно устойчивое развитие Санкт-Петербурга.
При этом отличительной стороной петербургской системы образования всегда являлась его культурологическая миссия. Ценностями такого образования традиционно выступало понимание высокого качества образования не столько как достижение характеристик личностной конкурентоспособности, сколько как формирование ответственности личности перед окружающими за результаты своей высококомпетентной деятельности и социально значимой для общества работы. Выпускник петербургской системы образования всегда ценился и был востребован в разных уголках страны как личность с высокой профессиональной культурой, ориентированная на социально значимые цели, и как высококомпетентный специалист, следующий ценностям профессионального долга.
Еще одной важной ценностью петербургского образования традиционно выступала "петербургская культура выпускника", интегрирующая его знания, воспитание и развитие в единое целое - петербургскую культуру поведения личности.
Санкт-Петербург, являясь вторым по величине городом России, обладает развитой сетью образовательных организаций. По состоянию на 01.09.2022 в Санкт-Петербурге функционируют:
1043 государственных дошкольных образовательных организаций;
10 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
95 дошкольных отделений в общеобразовательных организациях;
46 негосударственных образовательных организаций для детей дошкольного возраста;
681 государственная общеобразовательная организация общего образования;
60 негосударственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования;
60 государственных профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО), находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ);
135 учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД), находящихся в ведении ИОГВ, из них 59 - в ведении Комитета по образованию и администраций районов.
Среди сильных сторон системы образования Санкт-Петербурга можно выделить:
доступность и вариативность образования, возможность непрерывного образования;
значительный кадровый потенциал и накопленные педагогические традиции;
высокое качество общего образования (показатели превышают средние показатели по Российской Федерации);
лидирующие позиции в России в области дополнительного образования.
Развитие петербургской системы образования выступает органичным инновационным фактором социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Эффективным инструментом интеграции развития петербургской системы образования и социально-экономического развития Санкт-Петербурга является система государственно-общественного управления образованием. Она позволяет согласовывать интересы и объединять усилия всех участников образовательных отношений и социальных партнеров для достижения высокого качества образования. Особенностью петербургской модели государственно-общественного управления образованием выступает целенаправленная работа по непрерывному повышению педагогической компетентности родителей и работодателей.
Фундаментом отрасли "Образование" является кадровый потенциал, обеспечивающий передачу знаний, установок, воспитательные и социализирующие функции для жителей Санкт-Петербурга. Средний возраст педагогических работников общеобразовательных организаций составляет 45 лет; доля педагогов в возрасте до 30 лет - 16 процентов. С принятием мер по сокращению разрыва между оплатой труда педагогических работников и средней заработной платой по региону привлекательность работы в образовательных организациях, в том числе для молодых специалистов, повышается. Для решения вопросов привлечения в отрасль "Образование" высококвалифицированных и молодых кадров внедрена система "эффективных контрактов" с работниками образовательных организаций.
Большое значение для развития отрасли имеет система повышения квалификации. В Санкт-Петербурге ежегодно за счет средств бюджета повышают свою квалификацию более 40000 педагогов. Система постдипломного образования в Санкт-Петербурге диверсифицируется. В Санкт-Петербурге работают стажировочные площадки, действует персонифицированная модель повышения квалификации.
В рамках реализации национального проекта "Образование" и с целью вовлечения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга в национальную систему профессионального роста, а также для развития единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - АППО) открыт центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - Центр).
Признанным и эффективным средством развития отрасли "Образование" является инновационная деятельность образовательных учреждений и педагогов. Сформирована инновационная сеть экспериментальных площадок, педагогических лабораторий и ресурсных центров. Образовательные организации Санкт-Петербурга активно распространяют свой опыт.
Масштабность изменений отрасли "Образование" Санкт-Петербурга, многообразие проводимой педагогами инновационной деятельности, их достижения требуют широкого представления. В Санкт-Петербурге ежегодно проводятся сотни мероприятий различного уровня по вопросам образования, наиболее значимы и масштабны следующие мероприятия: