ИЗМЕНЕНИЕ N 1
к СП 350.1326000.2018 "Нормы технологического проектирования морских портов"
ОКС 93.140
УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2023 г. N 71
1. Раздел Содержание. Откорректировать:
Ввести Приложение 7 (справочное) Основные транспортные характеристики и физико-химические свойства аммиачной селитры (класс опасности 5.1, NN ООН-1942, 2067) согласно приложению к настоящему изменению.
2. Раздел 2 Нормативные ссылки:
дополнить абзацами следующего содержания:
"ГОСТ 2-2013 "Межгосударственный стандарт. Селитра аммиачная. Технические условия.";
"СП 43.13330.2012 "Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85";
"СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности";
"СП 18.13330.2019 "Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий")".
Исключить абзац следующего содержания:
"СП 18.13330.2011 "СНиП II-89-80 Генеральные планы промышленных предприятий".
3. Подраздел 5.3. Дополнить пунктом 5.3.14 "Терминалы специализированные для аммиачной селитры и ее производных" следующего содержания:
"5.3.14.1 Терминал, специализированный для аммиачной селитры и ее производных, предназначен для перевалки перевозимого навалом груза из железнодорожного транспорта на морские суда с краткосрочным хранением на специализированных складах терминала в целях технологического накопления судовых партий груза.
5.3.14.2 Специализированный терминал включает основные технологические объекты:
- морской грузовой фронт, оснащенный судопогрузочными машинами;
- железнодорожный грузовой фронт со станцией разгрузки вагонов и железнодорожными грузовыми путями;
- автомобильный грузовой фронт (при необходимости);
- крытые механизированные склады для краткосрочного размещения аммиачной селитры;
- система транспортирования груза на терминале в составе конвейеров, галерей, перегрузочных и приводных станций;
- сети инженерно-технического обеспечения, связи;
- центральный пункт управления;
- административно-бытовые здания и сооружения.
5.3.14.3 Конкретные решения при проектировании специализированного терминала для аммиачной селитры или отдельных объектов его инфраструктуры, определение его технических параметров принимаются в соответствии с настоящим подразделом, а также с соответствующими разделами свода правил (в частности, 4.1, 4.5, 5.3) с учетом специфических особенностей транспортных характеристик и физико-химических свойств данного груза.
Основные транспортные характеристики и физико-химические свойства аммиачной селитры (класс опасности 5.1, N ООН - 1942, 2067 [66]) приведены в приложении 7 (справочном) к настоящему своду правил.
5.3.14.4 Особые требования к транспортированию, перевалке и складированию аммиачной селитры должны быть учтены при компоновке терминала, при выборе типа складов, схем механизации и перегрузочного оборудования, покрытий, инженерных сетей и др.
5.3.14.5 В проекте должно быть предусмотрено вентиляционное оборудование, системы аспирации и пылеулавливания, обеспечивающие экологически чистую эксплуатацию терминала с учетом специфических свойств груза.
5.3.14.6 Учитывая особенности и опасные проявления аммиачной селитры, ввиду ее несовместимости с горючими веществами (взаимодействие с горючими веществами может сопровождаться взрывом), необходимо соблюдение нормативных разрывов между терминалами и выполнение требований пожаровзрывобезопасности при перевалке и складировании груза.
В соответствии с требованиями безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта места погрузки-выгрузки взрывоопасных веществ должны быть на безопасном расстоянии от жилых строений, служебно-вспомогательных зданий и сооружений (постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 [1]).
5.3.14.7 Размеры санитарно-защитных зон для терминала по перевалке аммиачной селитры следует принимать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
5.3.14.8 При разработке схем механизации специализированного морского терминала для аммиачной селитры должны быть определены типы, параметры и взаимное расположение морского и железнодорожного грузовых фронтов, расположение складов, типы и количество перегрузочного оборудования.
5.3.14.9 При проектировании морского терминала должна быть обоснована целесообразность использования той или иной типовой схемы (либо предложены иные, более совершенные схемы или отдельные элементы схем механизации) исходя из особых условий эксплуатации терминала, с учетом прогрессивного опыта эксплуатации действующих аналогичных терминалов и в соответствии с наилучшими доступными технологиями (НДТ), предусмотренными [67].
До ввода в эксплуатацию оператор (собственник) терминала разрабатывает и утверждает технологическую документацию по перевалке аммиачной селитры.
5.3.14.10 Размещение аммиачной селитры должно осуществляться в крытых отдельно стоящих одноэтажных складах не ниже II степени огнестойкости с регулируемой температурой и влажностью воздуха в соответствии с ГОСТ 2-2013, СП 92.13330, а также с учетом требований международных и российских нормативных документов в области перевозки опасных грузов и перевалки их в портах.
5.3.14.11 При проектировании складов для аммиачной селитры наряду с настоящим сводом правил следует применять нормы и требования СП 92.13330, НТП-АПК 1.10.13.001, СП 4.13130, СП 18.13330.2019.
5.3.14.12 В случае необходимости строительства отдельного специализированного склада для краткосрочного размещения аммиачной селитры в границах существующего (проектируемого) терминала для навалочных и насыпных грузов следует руководствоваться пунктами настоящего раздела, регламентирующими проектирование складов.
5.3.14.13 Вместимость склада определяется исходя из условия размещения во всех отсеках склада аммиачной селитры в соответствии с исходными данными Заказчика и с усредненными показателями объемной массы и угла естественного откоса.
5.3.14.14 Емкость склада для технологического накопления судовой партии аммиачной селитры следует предусматривать из расчета не менее 1,3 грузовместимости максимального расчетного судна в целях исключения простоев морского судна и оптимизации расходов.
5.3.14.15 Для складов краткосрочного хранения аммиачной селитры следует предусматривать продолжительность хранения в соответствии с ГОСТ 2-2013.
5.3.14.16 При определении площади склада для аммиачной селитры и ее производных следует руководствоваться положениями раздела 6.3 СП 4.13130.
Площадь пожарного отсека не должна превышать 10500 м.
5.3.14.17 При определении объема единовременного хранения аммиачной селитры следует руководствоваться положениями раздела 6.3 СП 4.13130.
Допускается складирование аммиачной селитры и ее производных в пожарном отсеке специализированного одноэтажного склада не более 25000 т (СП 4.13130).
5.3.14.18 Высота складов для аммиачной селитры должна обеспечивать размещение технологического оборудования и приниматься не менее 6,0 м. Ширину отсеков склада следует принимать не менее 9,0 м.
5.3.14.19 Загрузку аммиачной селитры в отсеки склада из железнодорожных вагонов следует производить механизированным способом с использованием машин непрерывного действия.
5.3.14.20 Размеры транспортных галерей следует устанавливать в соответствии с требованиями технологии.
Высота проходов должна быть не менее 1,8 метров; ширина проходов при одном ленточном конвейере должна быть не менее 0,7 метра, а между двумя ленточными конвейерами - не менее 1 метра.
5.3.14.21 Технологическое оборудование в складах должно обеспечивать сохранность груза, минимизацию перевалочных операций с исключением просыпей груза. Должно быть предусмотрено применение средств дистанционного управления и контроля, комплексной механизации и автоматизации внутрискладских перегрузочных работ.
5.3.14.22 В складских помещениях для аммиачной селитры и ее производных должна быть предусмотрена система естественной вентиляции с целью исключения образования пожаровзрывоопасной среды в отсеках склада в случае разложения аммиачной селитры.
5.3.14.23 Разгрузочные железнодорожные эстакады прирельсовых складов следует проектировать с учетом требований СП 43.13330.
На железнодорожной эстакаде необходимо предусматривать с обеих сторон эстакады площадки обслуживания вагонов-хопперов шириной не менее 0,7 м на уровне головки рельса, на всю длину фронта разгрузки.
5.3.14.24 На участках приема железнодорожных вагонов, в случае необходимости, следует предусмотреть оперативную площадку для перегрузки аммиачной селитры из вагонов в автотранспортные средства для дальнейшего внутритерминального транспортирования для перевалки груза по прямому варианту.
5.3.14.25 Покрытие площадок для обслуживания вагонов и для размещения вагоноразгрузочных машин следует предусматривать решетчатым или щелевым с расчетом свободного просыпания аммиачной селитры.
5.3.14.26 В части пролета, где размещаются подвижные элементы перегрузочного оборудования и технологические проходы, полы следует устраивать горизонтальными. Полы в отсеках хранения аммиачной селитры могут проектироваться наклонными в соответствии с конструктивными особенностями применяемых механизмов.
В полах отсеков не допускается устройство дренажных канав, приямков, лотков и других углублений во избежание скопления в них аммиачной селитры.
Устройство земляных, деревянных, щебеночных и гравийных полов в складах аммиачной селитры не допускается.
5.3.14.27 При проектировании складов для аммиачной селитры запрещено:
- использование в складах аварийного освещения;
- расположение над складом воздушных линий электропередач;
- размещение груза на расстоянии менее 2,0 м от отопительных установок, электропроводки или других объектов с температурой поверхности, превышающей допустимые значения;
- электрооборудование должно быть предусмотрено во взрывобезопасном исполнении.
5.3.14.28 В складском помещении (отсеке) не допускается хранение аммиачной селитры и ее производных одновременно с другими веществами и материалами.
5.3.14.29 Склады аммиачной селитры должны быть оборудованы:
- системой автоматической пожарной сигнализации;
- установками автоматического пожаротушения;
- первичными средствами пожаротушения.
5.3.14.30. Склады аммиачной селитры должны быть оборудованы датчиками на пламя, тепло и дым.".
4. Дополнить раздел БИБЛИОГРАФИЯ
[66] Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ);
[67] Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС НДТ 46-2019, Москва, Бюро НДТ, 2019.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к изменению N 1
к СП 350.1326000.2018
"Нормы технологического
проектирования морских портов"
Приложение 7
(справочное)
Основные транспортные характеристики и физико-химические свойства аммиачной селитры (класс опасности 5.1, NN ООН-1942, 2067)
Наименование свойства, характеристики | Показатели | |
Насыпная плотность, т/м | 0.80-0.83 | |
Удельный погрузочный объем, м/т | Около 1.0 | |
Угол естественного откоса | Около 30°(27°-42°) | |
Влажность, % | 0.14-1.0 - гранулированная | 0.2-0.1 - кристаллическая |
Гигроскопичность | Значительная, растворима в воде, при влажности 0.2-0.6% | |
Слеживаемость | II-IV степень (от слабой до средней степени слеживаемости) | |
Коррозионность | При увлажнении коррозионоактивна | |
Пожароопасность | Пожароопасна | |
Самовозгораемость | t° самовоспламенения 350° | |
Взрывоопасность | Взрывоопасна | |
Рекомендуемая предельно допустимая концентрация пыли в воздухе рабочей зоны, мг/м: | 10.0 |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка