МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2023 года N ДГ-392/06

О методических рекомендациях



В рамках выполнения части 2 подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2021 г. N Пр-2397, данных по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 10 октября 2019 г., касающегося завершения создания школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях, Минпросвещения России направляет для использования в работе Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся, с учетом развития индивидуальных видов спорта.

Д.Е.Грибов



"УТВЕРЖДАЮ"
И.о. директора
ФГБУ "Федеральный центр
организационно-методического воспитания
______________ С.А.Таиров
"____" _____________ 2023 года



Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся, с учетом развития индивидуальных видов спорта



Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся (далее - Методические рекомендации), предназначены для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, руководителей школьных спортивных клубов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителей региональных ресурсных центров физкультурно-спортивной направленности, а также всех участников образовательных отношений.

1. Нормативные правовые и организационные основы деятельности школьных спортивных клубов


В настоящее время созданы нормативные правовые и организационные основы для образовательных организаций по оказанию содействия в создании и обеспечении деятельности школьных спортивных клубов:

1. Статьей 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определено, что в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом образовательными организациями могут создаваться школьные спортивные клубы.

2. Статьей 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что образовательная организация может иметь в своей структуре школьный спортивный клуб.

3. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 10 октября 2019 г. N Пр-2397 к 2024 году необходимо завершить создание школьных спортивных клубов в каждой общеобразовательной организации.

4. Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р к одним из приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта отнесена организация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях, направленной на увеличение сети школьных спортивных клубов, участие таких клубов в физкультурных и спортивных мероприятиях.

5. Концепцией развития детско-юношеского спорта до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р установлено, что к основным направлениям и мероприятиям по развитию детско-юношеского спорта, в том числе, относится развитие школьных спортивных клубов.

6. Концепций развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р одной из задач дополнительного образования детей определено создание на базе общеобразовательных организаций сети школьных спортивных клубов по видам спорта для формирования здорового образа жизни обучающихся.

8. Приказом Минпросвещения России от 25 марта 2020 г.* N 117 утвержден Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Здесь и далее следует читать "от 23 марта 2020 г.". - Примечание изготовителя базы данных.

9. Межотраслевой программой развития школьного спорта до 2024 года, утвержденной совместным приказом Минспорта России и Минпросвещения России от 17 февраля 2021 г. N 89/56 определены механизмы развития школьного спорта, в том числе школьных спортивных клубов и направления по совершенствованию физкультурной и спортивной работы с детьми.

10. Методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций определен алгоритм их создания (письмо Минпросвещения России от 28 сентября 2021 г. N 06-1400 в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования).

11. Резолюций прошедшего 19-22 октября 2022 г в г.Казани Всероссийского Форума школьных спортивных клубов "Школьный спорт - путь к успеху каждого ребенка" даны рекомендации по дальнейшему межведомственному взаимодействию на все уровнях государственной власти по развитию школьных спортивных клубов (письмо Минпросвещения России от 17 ноября 2022 г. N АБ-3509/06 в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования).

2. Общие положения


Школьный спортивный клуб (далее - ШСК) в малокомплектных школах создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с их Порядком деятельности, утвержденным приказом Минпросвещения от 25 марта 2020 г. N 117, а также методическими рекомендациями по созданию школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях (письмо Минпросвещения России от 28 сентября 2021 г. N 06-1400), в целях вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, традиционных и наиболее популярных в субъекте Российской Федерации видов спорта, формирования здорового образа жизни.

Согласно положениям части 4 статьи 99 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь нормами статьи 99 Федерального закона, самостоятельно разрабатывают порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным, учитывая при этом региональные, социально-экономические, демографические и другие особенности субъектов Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на применение в Федеральном законе вариативной нормы при определении критериев отнесения образовательной организации к малокомплектной в отношении транспортной доступности и численности обучающихся:

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности и численности обучающихся;

образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности или численности обучающихся.

В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р улучшение доступа сельского населения к объектам социальной инфраструктуры нацелено на улучшение среды обитания людей, проживающих в сельской местности. Для успешной реализации этого направления в первую очередь необходимо укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности на основе организаций образования, культуры и спорта.

С 1 января 2021 года к малокомплектным школам предъявляются общеустановленные санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28.

В соответствии с приказом Минпросвещения от 25 марта 2020 г. N 117 основными задачами деятельности школьных спортивных клубов являются:

вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;

развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;

организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.

К особенностям малокомплектной общеобразовательной организации относится:

неравномерная наполняемостью классов или отсутствие отдельных классов;

наличие классов, где вместе обучаются дети разных возрастов;

слабо развитая спортивная инфраструктура общеобразовательной организации, а иногда отсутствие спортивного зала;

отдаленность школы от других общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Разнообразие направлений деятельности ШСК в полной мере способствует гармоничному развитию личности каждого ребенка, формирует его активную жизненную и гражданскую позицию, мотивирует на участие в деятельности ШСК, спортивно-массовых мероприятиях, программах воспитания и социализации.

Школьный спортивный клуб в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся призван обеспечивать многообразие внеурочных форм исходя из возможностей общеобразовательной организации и количества обучающихся, а также:

организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, общение обучающихся разных классов во внеурочной деятельности;

рационально объединить классы, возрастной диапазон не должен превышать 3-4 года;

команды для участия в соревнованиях могут быть "сборными", состоящими из обучающихся разных классов;

учтёт возрастных особенностей детей при реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности.

Малая наполняемость классов дает учителю возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими.

Эффективность работы малокомплектной общеобразовательной организации определяется условиями, связанными с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы.

Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания обучающихся в малокомплектной общеобразовательной организации составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, обязательные для общеобразовательной организации формы внеклассной спортивно-массовой работы, соревновательная деятельность. Также для учащихся следует учитывать ежедневные часы занятий физическими упражнениями в группах продленного дня и самостоятельные занятия обучающихся. Подобные занятия осуществляются по рекомендациям учителя физической культуры.

Учителю физической культуры, необходимо принимать во внимание особенности физического воспитания учащихся в малокомплектной общеобразовательной организации. На занятиях физическими упражнениями требуется четкая дифференциация физической нагрузки.

Следует обратить внимание на методическое обеспечение педагогического коллектива при организации работы ШСК, а также реализации дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности и проведения спортивно-массовых и физкультурных мероприятий.

3. Основные направления деятельности по созданию условий для организации школьного спортивного клуба и совершенствования системы образования и воспитания обучающихся в малокомплектной общеобразовательной организации


Физкультурно-спортивная работа в малокомплектной общеобразовательной организации должна быть представлена преемственно в рамках образовательной деятельности (в том числе внеурочной), а также дополнительного образования, проведения спортивно-массовых мероприятий и практико-ориентированной спортивной деятельности:

1. Реализация предмета "Физическая культура", а также модулей по видам спорта: "Самбо", "Гандбол", "Дзюдо", "Тэг-регби", "Плавание", "Футбол", "Футбол для всех", "Спортивная борьба", "Флорбол", "Фитнес-аэробика", "Легкая атлетика", "Подвижные шахматы", "Шахматы в школе", "Бадминтон", "Триатлон", "Хоккей", "Гимнастика", "Лапта" (включенных в Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации по состоянию на 30 декабря 2022 г., далее - модули по видам спорта) позволяют привлечь обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также сформировать знания о видах спорта (перечень модулей по видам спорта ежегодно будет увеличиваться).

2. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках внеурочной деятельности является наиболее эффективным направлением в создании условий для формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни, которые направлены на проведение конкурсных мероприятий, Дней спорта, Дней здоровья, спортивных праздников, приуроченные к знаменательным датам, общественно значимым спортивным событиям.

Внеурочная деятельность направлена также на достижение планируемых результатов по предмету "Физическая культура" и модулей по видам спорта при освоении программ начального, основного и среднего общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией.

3. Наиболее популярными и распространенными формами физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной организации является ШСК, которые направлены на вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом, реализации дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности, а также модулей по видам спорта, в том числе обеспечение готовности к выполнению норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Комплекс ГТО).

Руководить ШСК может учитель физической культуры или другие члены педагогического коллектива, имеющие соответствующее образование. Освоение образовательных программ в блоке дополнительного образования позволяет обучающимся значительно повысить интерес к физической культуре и спорту.

4. Эффективной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в малокомплектной общеобразовательной организации являются спортивно-массовые мероприятия, которые предусматривают объединение детей разного возраста в команды.

Небольшой классный коллектив одного возраста, может не позволить проводить подвижные игры и эстафеты, а отсутствие параллелей классов и затрудняет организацию внутришкольных соревнований, комплектование команд для участия в районных стартах и мероприятиях. Это обусловливает необходимость объединения нескольких классов, создание разновозрастных групп при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Организаторам внутришкольных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого обучающегося должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для него полезными.

Спортивные мероприятия в общеобразовательной организации проводятся в течение года. Основная их цель - помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества.

4. Комплексный подход к организации работы ШСК в малокомплектной общеобразовательной организации развивает интерес у обучающихся к многообразию профессий в области физической культуры и спорта, что позволяет обучающимся осознанно выбрать в будущем спортивные профессии: учитель физической культуры, тренер-преподаватель, фитнес-тренер, спортивный психолог, судья (арбитр), спортивный юрист, журналист, врач.

В ШСК могут быть использованы такие формы деятельности, как тематические мероприятия, направленные на освоение способов проведения самостоятельных занятий по физической культуре и спорту, овладение современными оздоровительными системами физического воспитания, подготовку к выполнению нормативов Комплекса ГТО, изучению правил проведения спортивных соревнований, воспитание ценностей олимпийского движения, посвященные спортивным достижениям советских и российских спортсменов.

4. Виды спорта, которые возможно развивать в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»