Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет по транспорту |
2 | Соисполнители государственной программы | Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга; |
3 | Участники государственной программы | Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее - ГУП "Горэлектротранс"); |
4 | Цели государственной программы | Обеспечение доступности, надежности, комфортности и безопасности функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга, отвечающего потребностям социально-экономического развития и транзитного потенциала Санкт-Петербурга, при приоритетном развитии системы городского пассажирского и внешнего транспорта |
5 | Задачи государственной программы | Обеспечение доступности и качества услуг транспортного комплекса Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Региональная и местная дорожная сеть (город федерального значения Санкт-Петербург)" |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Всего: 6795950,0 тыс.руб., в том числе: |
9 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограмма "Развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 1). |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Всего: 2046284811,6 тыс.руб., из них: |
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Увеличение доли жителей, удовлетворенных качеством обслуживания на ГПТ, до 89,3 процента. |
_______________
* Объем финансирования указан информационно и может уточняться с учетом ежегодно утверждаемых планов финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга.
2. Характеристика текущего состояния транспортной системы Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Транспортная система Санкт-Петербурга является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивая территориальную целостность города и единство экономического пространства. В текущих условиях развитие транспортной системы становится необходимым условием реализации современной модели экономического роста на основе улучшения деловой активности предприятий и качества жизни населения.
Посредством развития транспортной системы города должны решаться задачи удовлетворения потребностей экономики в перевозках, обеспечения надежного товарообмена, планомерного и пропорционального развития путей сообщения с учетом взятого курса на реализацию инновационной модели экономики и бесперебойного функционирования элементов хозяйственной системы. В комплексе решенные задачи транспортного развития будут способствовать росту экономической эффективности.
Крупные азиатские и европейские столицы отличаются значительной плотностью сети городского пассажирского транспорта, высоким уровнем комфортности и безопасности поездок. Транспортная система Санкт-Петербурга по объему перевозок пассажиров, безопасности и экологическим показателям не в полной мере удовлетворяет потребности жителей Санкт-Петербурга, что подтверждается недостаточно высокой долей жителей, удовлетворенных качеством обслуживания на ГПТ, которая по состоянию на 01.01.2023 составила 60,7 процента.
Целью государственной программы является комплексная реализация мероприятий, направленных на преодоление этих недостатков и создание транспортной системы, достойной крупного европейского города.
Одной из основных проблем транспортного комплекса Санкт-Петербурга остается проблема организации парковочного пространства и популяризации общественного транспорта среди населения на фоне бурного роста численности личных автомобилей и высокой загрузки УДС Санкт-Петербурга. Также среди основных вопросов, требующих решения в настоящее время, стоит выделить необходимость модернизации подвижного состава, включая оснащение сопутствующим оборудованием (бортовое оснащение и пр.), необходимость исключения повторности перевозок и повышения уровня экологической безопасности на транспорте.
2.1. Характеристика текущего состояния УДС Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург расположен в дельте р.Невы в месте ее впадения в Финский залив на многочисленных островах. Главными и одними из первых зданий города были Петропавловская крепость и Адмиралтейство представляли собой основные ориентиры для транспортных коммуникаций.
Планировочная структура Санкт-Петербурга преимущественно определена конфигурацией УДС Санкт-Петербурга и исторически развивалась, тяготея к водным путям. Сложившаяся система УДС Санкт-Петербурга в настоящее время является комбинированной и включает в себя элементы схем различного геометрического начертания: прямоугольное, радиально-дуговое, лучевое, секущее, свободная планировка.
Транспортный каркас (опорную сеть) мегаполиса должны создавать магистрали скоростного и непрерывного движения. В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют:
кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга (далее - КАД), в составе которой функционирует транспортная связь через комплекс защитных сооружений от наводнений;
Западный скоростной диаметр, платная внутригородская магистраль скоростного движения общей протяженностью 46,6 км, связывающая КАД на севере и юге Санкт-Петербурга, обеспечивающая выход на трассу "Скандинавия" и позволяющая проехать через мегаполис менее чем за 20 мин.
Плотность УДС в Санкт-Петербурге составляет 2,42 км/кв.км, в то время как аналогичный показатель в Москве составляет 13,8 км/кв.км, в Пекине - 7,7 км/кв.км, в Барселоне - 16,88 км/кв.км.
Протяженность общей сети рельсового или иного внеуличного городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге составляет 0,19 км/кв.км, в то время как в Москве - 0,92 км/кв.км, в Пекине - 0,21 км/кв.км, в Мадриде - 0,56 км/кв.км.
Недостаточное развитие путей сообщения при стремительном росте спроса на перевозки со стороны населения и бизнеса приводит к ухудшению условий движения и снижению уровня безопасности транспортной деятельности.
Скорости сообщения в часы пик на автомобильном транспорте составляют в среднем по центральной планировочной зоне - 10-15 км/час, в пределах плотной застройки - 20-26 км/час, а на заторовых направлениях - всего 6-10 км/час. Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что составляет около 20 процентов всех пересечений. При этом в периферийных районах периоды неблагоприятных условий движения продолжаются с 7:30 до 10:30 и с 17:00 до 20:30, в центре - с 8:30 до 22:00, а единичные заторы могут наблюдаться до 1:30. Зона неблагоприятных условий движения охватывает практически всю опорную сеть магистралей городского значения и значительную часть магистралей районного значения.
В разработанных для Санкт-Петербурга региональных нормативах градостроительного проектирования (далее - РНГП) в качестве минимальных рекомендованы следующие расчетные показатели УДС:
плотность УДС в Санкт-Петербурге в целом - 2,42 км/кв.км;
плотность сети магистральных улиц - 2,42 км/кв.км.
Современный показатель плотности УДС Санкт-Петербурга в семи районах Санкт-Петербурга из 18 и в среднем по Санкт-Петербургу ниже рекомендуемого в РНГП.
По состоянию на 01.01.2023 в Санкт-Петербурге насчитывается 15 пешеходных улиц, наиболее популярными являются пешеходные зоны на М.Конюшенной ул., Садовой ул. и на 6-7-й линиях В.О., обустроено порядка 40 велосипедных дорожек общей протяженностью 143,7 км, в основном в рекреационных зонах.