4.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 2 с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации подпрограммы 2
Повышение эффективности работы заказчиков Санкт-Петербурга, достижение нового качественного уровня осуществления закупок в Санкт-Петербурге, обеспечение открытости и доступности закупок в Санкт-Петербурге осуществляются путем реализации мероприятий подпрограммы 2.
Во исполнение требований части 6 статьи 38 и с учетом положений части 23 статьи 112 Закона о контрактной системе работникам контрактных служб (контрактным управляющим) необходимо иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, в связи с этим Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга на ежегодной основе осуществляется организация и размещение закупки услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (за исключением государственных гражданских служащих).
Посредством АИС ГЗ осуществляется экспресс-тестирование знаний сотрудников контрактных служб ИОГВ.
Закупочная деятельность заказчиков в 2022 году осуществлялась в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию. Введение с 24.02.2022 мер ограничительного характера иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, вызвало дефицит на рынке товаров и материалов, используемых при выполнении работ и оказании услуг, связанных с импортными поставками либо имеющих высокую долю комплектующих (сырья) импортного производства, а также повышение цен на товары и материалы. По указанным причинам в марте 2022 года существенно увеличилась доля закупок, признанных несостоявшимися (на 8,6% по количеству, на 39,4% по сумме по отношению к аналогичному периоду 2021 года), которые не привели к заключению контракта, у значительного количества поставщиков (подрядчиков, исполнителей) возникли трудности при исполнении контрактов.
В Санкт-Петербурге приняты следующие меры по обеспечению устойчивости в сфере закупок.
В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Санкт-Петербурга изданы следующие постановления Правительства Санкт-Петербурга:
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2022 N 239 "О возможности изменения существенных условий контрактов по соглашению сторон в сфере социального питания" (далее - постановление N 239);
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2022 N 685 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2022 N 239" (далее - постановление N 685). Указанными правовыми актами заказчики города наделены правом изменять (устанавливать) авансовые платежи по контрактам на поставку пищевых продуктов и оказание услуг общественного питания, подлежащим исполнению в период с 01.04.2022 по 30.06.2022, а также изменять цену таких контрактов в части, соответствующей объему пищевых продуктов, услуг общественного питания, подлежащих поставке, оказанию в соответствии с условиями контрактов в период с 01.04.2022 по 30.06.2022 и во втором полугодии 2022 года;
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2022 N 242 "О приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 489", в соответствии с которым до 01.05.2022 приостановлено действие предельных цен на отдельные товары, работы, услуги, закупаемые заказчиками Санкт-Петербурга;
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2022 N 603 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1039, от 30.12.2013 N 1095, от 28.09.2016 N 840", которым определено, что до 31.12.2022 Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга осуществляет определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Санкт-Петербурга, уполномоченных органов при проведении ими закупок с НМЦК от 100 млн. рублей;
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2021 N 764 "О порядке изменения существенных условий контракта", в соответствии с которым заказчики города могут изменять цену контракта и другие существенные условия контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Во исполнение постановления N 239 распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 25.03.2022 N 44-р утверждены Методические рекомендации по порядку изменения существенных условий контракта, оплачиваемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предметом которого является поставка пищевых продуктов, оказание услуг общественного питания.
Также постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.03.2022 N 243 "Об установлении случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Санкт-Петербурга" установлены случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Санкт-Петербурга. Указанным постановлением в число случаев осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включены закупки лекарственных средств, медицинских изделий, расходных материалов, принадлежностей и запасных частей к медицинским изделиям, а также закупки трамвайных вагонов и услуг финансовой аренды (лизинга) вагонов метрополитена.
В рамках реализации постановления N 685 КГЗ ежемесячно издаются распоряжения об утверждении Реестра товаров для обеспечения нужд Санкт-Петербурга в сфере социального питания для изменения цен контрактов на поставку пищевых продуктов.
Кроме того, в целях достоверности определения стоимости работ в градостроительной сфере, в связи с ростом цен на строительные ресурсы Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга в марте 2022 года были пересмотрены индексы фактической инфляции.
Применение антикризисных мер, разработанных Правительством Санкт-Петербурга, позволило предотвратить массовый срыв закупок: начиная с апреля 2022 года доля закупок, признанных несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в закупке, снизилась и лишь на 1,4 подпункта по количеству, 4,9 подпункта по сумме превышает показатели 2021 года. Также удалось избежать значительного увеличения количества контрактов, расторгнутых в связи с невозможностью поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить контракт.
По-прежнему высока доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком по причине признания конкурентной закупки несостоявшейся. По итогам девяти месяцев 2022 года доля таких закупок в общем количестве контрактов, заключенных по результатам проведения конкурентных закупок, составила 39,9%, прирост к 2021 году - на 2,8 процентных пункта. Основными причинами признания конкурентных закупок несостоявшимися являются: подача и допуск единственной заявки на участие в закупках либо допуск только одной заявки на участие в закупке. Данные факты обусловлены как отсутствием конкурентной среды в закупках, в том числе в связи с формированием начальной (максимальной) цены контракта, не отражающей реального положения на рынке, так и недостаточным профессионализмом заказчиков.
В целях создания условий для повышения конкуренции при осуществлении закупок КГЗ проводятся мероприятия по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок в Санкт-Петербурге путем типизации и автоматизации процесса осуществления закупок, проводимых заказчиками Санкт-Петербурга для обеспечения нужд Санкт-Петербурга. Для заказчиков Санкт-Петербурга утверждены методические рекомендации по разработке документов, которые содержатся в извещении при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур.
В целях обеспечения ценовой информацией заказчиков Санкт-Петербурга для формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта КГЗ формируются:
обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);
реестр товаров для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.
Для определения сметной стоимости работ в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), работ по эксплуатации и содержанию объектов в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга утверждены:
территориальные сметные нормативы на строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный и текущий ремонт, содержание и эксплуатацию объектов в Санкт-Петербурге;
индексы пересчета сметной стоимости строительства объекта, индексы фактической инфляции;
среднемесячный размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли Санкт-Петербурга.