Геодезические и маркшейдерские работы при строительстве проводят в целях обеспечения исходными геодезическими и маркшейдерскими данными для точного перенесения проекта комплекса сооружений в натуру с точностью установленных допусков для достижения необходимого уровня качества строительной продукции и наблюдений за деформациями строящихся и существующих зданий, сооружений в зоне влияния строительства.
Геодезические и маркшейдерские работы при строительстве должны выполняться с учетом решения следующих задач:
- обеспечение ведения тоннелепроходческих работ;
- обеспечение контроля за соблюдением габаритов согласно ГОСТ 23961 и допустимых отклонений фактических размеров сборных и монолитных обделок тоннелей от проектного положения;
- обеспечение контроля точности геометрических параметров сооружений, который является обязательной составной частью производственного контроля качества, СП 70.13330;
- обеспечение точного сопряжения всех конструктивных элементов и подземных транспортных узлов.
6.3.1 Опорное плановое и высотное геодезическое обоснование на поверхности
6.3.1.1 Плановое и высотное геодезическое обоснование для строительства (ОПВГО) по предназначению является сетью геодезической разбивочной основы (ГРО) и создается до начала основных строительных работ.
6.3.1.2 Создаваемое плановое геодезическое обоснование должно обеспечивать требуемую точность сбоек встречных забоев и перенесение в натуру осей сооружений.
Наземная ГРО для строительства создается методом триангуляции или полигонометрии, ее заменяющей, I, II, III, IV (разряд тоннельной полигонометрии).
Основная полигонометрия создается вдоль трассы системой замкнутых ходов. Пункты основной полигонометрии должны быть расположены вне зоны возможных деформаций, но при возникновении деформаций эти знаки следует использовать с обязательным контролем. В некоторых случаях допускается локальное сгущение основной полигонометрии с длиной стороны не менее 100 м.
Сгущение пунктов опорного планового и высотного геодезического обоснования осуществляется методами основной и подходной полигонометрии или построением аналитической сети взамен основной полигонометрии.
Предельная средняя квадратическая ошибка m взаимного определения пунктов плановой сети, от которой осуществляется сбойка тоннеля, не должна превышать допусков: 25-28 мм или в относительной мере 1:35000 на 1 км хода независимо от того, как сооружается тоннель, - открытым или закрытым способом.
Наземное опорное плановое обоснование создается от опорных пунктов государственной геодезической сети в системе координат МСК-СРФ.