ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2023 года N 260

Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 85

(с изменениями на 14 марта 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2024, N 0001202403150012) (о порядке вступления в силу см. пункты 3-5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300).  

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "Об охране озера Байкал" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 85 "Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 6, ст.967).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 февраля 2023 года N 260



Положение о государственном экологическом мониторинге уникальной экологической системы озера Байкал

(с изменениями на 14 марта 2024 года)



1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал (далее - государственный мониторинг).

2. Государственный мониторинг в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об охране озера Байкал" является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется в соответствии с Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 г. № 300 "Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

3. Государственный мониторинг осуществляется в пределах границ Байкальской природной территории с учетом ее экологического зонирования, включая особо охраняемые природные территории.

4. Государственный мониторинг осуществляется с учетом режима охраны Байкальской природной территории и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, требования к которым установлены статьей 13 Федерального закона "Об охране озера Байкал".

5. Государственный мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края (далее - уполномоченные органы исполнительной власти) в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

6. Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, водные объекты, включая донные отложения, поверхностные и подземные воды, водоохранные зоны, водохозяйственные системы (в том числе гидротехнические сооружения), почвы, земли (в том числе сельскохозяйственного назначения), объекты животного мира (в том числе эндемичные виды) и среда их обитания, леса, недра, водные биологические ресурсы (в том числе эндемичные виды) и среда их обитания, охотничьи ресурсы и среда их обитания.

7. Государственный мониторинг осуществляется в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды):

а) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе гидрометеорологических условий и радиационной обстановки, атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям);

б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии - в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

в) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части осуществления государственного мониторинга объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях федерального значения и государственного мониторинга охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и среды их обитания, а также в части организации и осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территориях государственных природных заповедников и национальных парков;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

д) Федеральным агентством лесного хозяйства - в части государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов;

е) Федеральным агентством по недропользованию - в части государственного мониторинга состояния недр с участием исполнительных органов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

ж) Федеральным агентством водных ресурсов - в части государственного мониторинга водных объектов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, исполнительных органов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

з) Федеральным агентством по рыболовству - в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов, включая наблюдения за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, средой их обитания, рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов;

и) исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края - в части осуществления государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при их участии - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга водных объектов, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

8. С целью осуществления всестороннего и исчерпывающего мониторинга и оценки антропогенного воздействия на окружающую среду в перечень информации о состоянии уникальной экологической системы озера Байкал дополнительно включается информация, предоставляемая следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в части предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

б) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации - в части предоставления научных и иных отчетов подведомственных организаций по изучению озера Байкал и формированию мер по его охране;

в) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части количества и площади особо охраняемых природных территорий на Байкальской природной территории;

г) Федеральное агентство по рыболовству - в части использования данных наблюдений за состоянием водных биологических ресурсов и средой их обитания, предоставленных федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, а также гражданами и юридическими лицами, осуществляющими в установленном порядке рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

д) федеральное государственное бюджетное учреждение "Сибирское отделение Российской академии наук" - в части результатов наблюдений за состоянием озера Байкал.

9. Результаты государственного мониторинга размещаются в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды и на геопортале "Экологический мониторинг озера Байкал" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.baikalake.ru) (далее - геопортал), функционирование которого обеспечивается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Форматы данных для автоматизированной передачи в базу данных геопортала устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в пределах границ Байкальской природной территории. Перечень видов информации, размещаемой на геопортале, определяется согласно приложению.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)

10. По данным государственного мониторинга, а также по информации, полученной в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с уполномоченными органами исполнительной власти проводит интегрированную оценку уровня антропогенного воздействия и состояния окружающей среды Байкальской природной территории с детализацией по муниципальным образованиям, экологическим зонам Байкальской природной территории и отдельным загрязняющим веществам путем расчета интегрального индекса антропогенного воздействия на Байкальской природной территории, а также интегрированных показателей экологического состояния и охраны уникальной экологической системы озера Байкал в соответствии с методикой, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:

а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в части получения и использования сведений о состоянии уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в части использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных на Байкальской природной территории, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и федерального государственного экологического контроля (надзора) объектов, расположенных на Байкальской природной территории;

в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части получения и использования сведений о состоянии уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга;

г) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в части получения и использования сведений об опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, расположенных на Байкальской природной территории, и информации об осуществлении в отношении таких объектов федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

д) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - с учетом данных, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктах хранения, хранилищах радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых соответствующие органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

е) федеральное государственное бюджетное учреждение "Сибирское отделение Российской академии наук" - в части получения и использования результатов наблюдений за состоянием озера Байкал;

ж) другие федеральные органы исполнительной власти, а также организации в рамках международных и межведомственных соглашений.

12. Уполномоченные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга с учетом данных, содержащихся на геопортале, обеспечивают:

а) оперативную оценку состояния компонентов природной среды уникальной экологической системы озера Байкал;

б) сбор, анализ и обмен информацией о предупреждении и реагировании на риски нарушения уникальной экологической системы озера Байкал, возникающие вследствие негативного воздействия природных и (или) антропогенных факторов на нее;

в) прогнозирование изменений уникальной экологической системы озера Байкал под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

г) выработку предложений о предотвращении негативного воздействия на компоненты природной среды уникальной экологической системы озера Байкал на основе расчетных интегрированных показателей экологического состояния и охраны уникальной экологической системы озера Байкал.

13. Доступ к результатам государственного мониторинга осуществляется на безвозмездной основе и обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем размещения сведений на геопортале.

Информация, размещаемая на геопортале, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

14. Порядок сбора, анализа и обмена информацией о предупреждении и реагировании на риски нарушения уникальной экологической системы озера Байкал, возникающие вследствие негативного воздействия природных и (или) антропогенных факторов на нее, утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

15. Межведомственное и межрегиональное взаимодействие в рамках государственного мониторинга определяется порядком, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

Приложение
к Положению о государственном
экологическом мониторинге
уникальной экологической системы
озера Байкал



Перечень видов информации, размещаемой на геопортале "Экологический мониторинг озера Байкал" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.baikalake.ru)



1. Информация, содержащаяся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части:

а) государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на Байкальской природной территории:

результаты наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, включая донные отложения (по физическим, химическим и гидробиологическим показателям), а также за радиационной обстановкой на Байкальской природной территории;

прогноз состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на Байкальской природной территории;

б) государственного мониторинга земель:

результаты сбора информации о состоянии земель, наблюдений за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

результаты анализа и оценки качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценки изменения состояния земель по результатам наблюдений;

прогноз изменения состояния земель, последствий негативных процессов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»