Действующий

Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг

Приложение N 1
к методическим рекомендациям
для федеральных органов исполнительной
власти, органов государственных
внебюджетных фондов, государственных
корпораций, наделенных в соответствии
с федеральными законами полномочиями
по предоставлению государственных услуг
в установленной сфере деятельности,
по отнесению документов, необходимых
для предоставления государственных
услуг, к документам, выдаваемым
по результатам оказания услуг, которые
являются необходимыми и обязательными
для предоставления федеральными органами
исполнительной власти государственных
услуг, утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 8 февраля 2023 года N 64



Примеры разграничения необходимых и обязательных услуг и прочих услуг, не являющихся необходимыми и обязательными услугами


N
п/п

Основания для разграничения

Примеры услуг

1

Необходимая и обязательная услуга оказывается непосредственно в целях предоставления государственной услуги.

Не является необходимой и обязательной услуга, за которой заявитель обязан обратиться в целях получения любой другой услуги, помимо государственной услуги, в том числе в целях получения необходимой и обязательной услуги

Подготовка технического задания и программы (проекта) выполнения инженерных изысканий, соответствующих требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации к их составу и оформлению, не является необходимой и обязательной услугой.

Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (случаи перечислены в указанной статье).

Таким образом, инженерные изыскания, выполняемые индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, а не органами государственной власти, не могут быть признаны государственной услугой по субъектному составу. Следовательно, подготовка технического задания и программы (проекта), осуществляемая в целях выполнения указанных инженерных изысканий, не может быть отнесена к услуге, которая является необходимой и обязательной для предоставления государственных услуг.

Необходимая и обязательная услуга оказывается непосредственно в целях предоставления государственной услуги. Напротив, услуга, за которой заявитель обязан обратиться в целях получения любой другой услуги, помимо государственной услуги, не является необходимой и обязательной услугой

2

Обязанность заявителя обратиться за необходимой и обязательной услугой в целях предоставления государственной услуги предусмотрена федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Не является необходимой и обязательной услуга, обязанность заявителя обратиться за которой устанавливается исключительно ведомственными правовыми актами (актами уполномоченных органов)

Для предоставления ряда государственных услуг заявитель представляет фотографии на бумажном носителе или в электронной форме. Однако услуга по проведению фотосъемки не является необходимой и обязательной в целях подготовки и представления таких фотографий, в частности при подаче запроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно пунктам 11, 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 (далее - Положение о паспорте гражданина Российской Федерации), для получения или замены паспорта гражданин представляет две личные фотографии размером 35 x 45 мм.

При этом Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации более высокой юридической силы (здесь и далее - федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации) не содержат требований обратиться к организациям или уполномоченным экспертам за получением услуги по изготовлению фотографий в целях получения паспорта гражданина Российской Федерации.

Следовательно, уполномоченный орган не вправе устанавливать в административном регламенте и иных нормативных правовых актах Российской Федерации требование для заявителя обратиться за услугой по проведению фотосъемки, но вправе предусмотреть такую возможность в рамках административных процедур.

Так, в соответствии с пунктом 36.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773, при наличии технической возможности фотографирование и получение фотографий может быть произведено непосредственно в подразделении по вопросам миграции либо в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

Аналогичное положение содержится в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 186 (пункт 88)

3

Необходимая и обязательная услуга оказывается организациями (вне зависимости от их организационно-правовой формы) и уполномоченными экспертами.

Не является необходимой и обязательной государственная (муниципальная) услуга, предоставляемая органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Услуги, содержащиеся в Перечне государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), региональных перечнях государственных (муниципальных) услуг, не могут быть отнесены к необходимым и обязательным услугам

Утративший силу Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный приказом Минтруда России от 29 октября 2012 г. N 346н, содержал указание, что "для граждан необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги является государственная услуга по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал" (пункт 37).

Однако государственная услуга по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал содержится в Перечне государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и не является необходимой и обязательной услугой.

В действующем Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 364п, указанное противоречие отсутствует

Утративший силу Административный регламент предоставления Роспотребнадзором государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. N 775, содержал указание, что необходимой и обязательной услугой является государственная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя в налоговом органе (абзац третий пункта 25).

Однако государственная услуга по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств содержится в Перечне государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и не является необходимой и обязательной услугой.

В Административном регламенте предоставления Роспотребнадзором государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утвержденном приказом Роспотребнадзора от 5 ноября 2020 г. N 747, указанное противоречие отсутствует

4

Нормативным правовым актом Российской Федерации более высокой юридической силы устанавливается обязанность обратиться именно за услугой (осуществить запрос на совершение определенных действий) в целях получения государственной услуги.

Документ, выдаваемый по результатам оказания необходимой и обязательной услуги, лишь подтверждает факт ее оказания, но не представляется в отрыве от получения такой услуги

В соответствии с пунктом 9 Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N 708, в целях обеспечения инвалидов собаками-проводниками с комплектом снаряжения представляется документ, подтверждающий специальное обучение собаки-проводника (паспорт установленного образца на собаку-проводника).

Выдача паспорта производится организацией, осуществляющей подготовку собак-проводников, на основании направления, выданного уполномоченным органом в организацию, при передаче инвалиду собаки-проводника по завершении ее обучения (пункты 2-4 Порядка выдачи паспорта на собаку-проводника, утвержденного приказом Минтруда России от 22 июня 2015 г. N 386н).

Таким образом, паспорт на собаку-проводника не является результатом оказания необходимой и обязательной услуги, поскольку в целях обеспечения собакой-проводником заявитель не обязан обращаться за услугой по ее специальному обучению, но лишь представить документ, выдаваемый по результатам такого обучения

5

Результатом обращения за необходимой и обязательной услугой является документ, необходимый для предоставления государственной услуги.

Не является необходимой и обязательной услугой незавершенная услуга, целью обращения за которой является лишь факт заключения гражданско-правового договора на ее оказание, но не документ по результатам ее исполнения (документом, необходимым для предоставления государственной услуги, является договор или его заверенная копия)

В соответствии с пунктом 5 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926, при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, оказываемых организацией либо индивидуальным предпринимателем, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная организацией либо индивидуальным предпринимателем копия договора об оказании платных образовательных услуг.

Однако указанная копия договора не является документом, выдаваемым по результатам оказания необходимой и обязательной услуги, поскольку результатом исполнения обязательств по договору со стороны образовательной организации является предоставление образовательных услуг с выдачей документа об образовании и о квалификации.

Данное правомочие реализуется заявителем при получении им государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, порядок предоставления которой установлен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 364п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала"

В целях получения государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации заявитель представляет в подразделение по вопросам миграции действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности договор (полис) добровольного медицинского страхования.

Аналогичным образом указанный договор (полис) не является документом, выдаваемым по результатам оказания необходимой и обязательной услуги.

Порядок предоставления государственной услуги утвержден приказом МВД России от 5 октября 2020 г. N 695 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации"

6

Результатом оказания необходимой и обязательной услуги является формирование новых сведений о заявителе или принадлежащем ему имуществе либо сведений о третьих лицах, которые не содержались ранее в информационных ресурсах организаций и уполномоченных экспертов.

Не является необходимой и обязательной услуга, документ по результатам оказания которой является формой подтверждения таких сведений, которые имеются на момент обращения заявителя

Не являются результатом оказания необходимых и обязательных услуг следующие документы, необходимые для предоставления государственных услуг, которые содержат сведения, уже имеющиеся в организациях на момент обращения к ним заявителя:

- справка с места работы при назначении и выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (приказ Минтруда России от 29 сентября 2020 г. N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей");

- справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером и заверенная печатью (при наличии печати) (постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой");

- копия документа о высшем образовании по специальности и удостоверения о повышении квалификации по заявленной области экспертизы, а также копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы за весь период трудовой деятельности, при аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю в сфере здравоохранения (приказ Минздрава России от 21 декабря 2016 г. N 981н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю в сфере здравоохранения");

- копии документов, подтверждающих наличие открытого юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации) в целях регистрации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 217 "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений");

- нотариальное свидетельство верности копий документов, а также выписок из документов, подлинности подписи на документе при подаче запроса о предоставлении государственных услуг (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1, далее - Основы законодательства о нотариате)

7

Требования к организациям и уполномоченным экспертам должны содержаться в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с оказанием необходимых и обязательных услуг.

Не является необходимой и обязательной услуга, в отношении которой в нормативных правовых актах Российской Федерации не содержится требований к оказывающим ее организациям и уполномоченным экспертам (прямое указание на подведомственную организацию (учреждение), требование о наличии лицензии, аккредитации, членства в саморегулируемой организации) либо документ по результатам оказания которой может быть получен заявителем самостоятельно или у любого произвольно выбранного юридического или физического лица, без обязательного обращения в организации или к уполномоченным экспертам

Для признания в Российской Федерации иностранного ученого звания к заявлению прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык документа об иностранном ученом звании.

Порядок предоставления государственной услуги установлен приказом Минобрнауки России от 11 июня 2020 г. N 721 "Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдаче свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве".

В соответствии со статьей 81 Основ законодательства о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Однако в законодательстве Российской Федерации не установлены какие-либо требования к подтверждению необходимого уровня знаний иностранного языка нотариусом и переводчиком, не определен круг субъектов, оказывающих указанные услуги, поэтому перевод на русский язык документа об иностранном ученом звании для признания в Российской Федерации иностранного ученого звания не может быть признан необходимой и обязательной услугой.

Более того, в законодательстве Российской Федерации отсутствует также запрет на осуществление перевода заявителем самостоятельно (в том числе с использованием словарей, автоматических переводчиков) и последующее его нотариальное заверение

Для оформления, выдачи, продления срока действия и восстановления виз иностранным гражданам и лицам без гражданства заявителю надлежит представить анкету с одной фотографией, а в случае оформления визы на вкладном визовом бланке дополнительно две фотографии размером 3 x 4 см.

Порядок предоставления государственной услуги установлен приказом МВД России от 4 декабря 2019 г. N 907 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства".

Нормативными правовыми актами Российской Федерации более высокой юридической силы не устанавливаются требования к организациям и уполномоченным экспертам, которые вправе осуществлять изготовление фотографий.

Поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен круг и требования к субъектам, оказывающим услуги по фотографированию (фотографии могут быть созданы заявителем самостоятельно посредством собственных технических устройств и приспособлений или заказаны в любой организации, располагающей необходимым оборудованием), деятельность по изготовлению фотографий не является необходимой и обязательной услугой