МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 декабря 2022 года N 733
В соответствии с частью 7 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.
Министр
М.Г.Решетников
Методические рекомендации по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - проекты нормативных правовых актов), оценки применения обязательных требований (далее - оценка применения), в том числе оценки фактического воздействия (далее - ОФВ), а также экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее соответственно - экспертиза, нормативные правовые акты) в соответствии с требованиями статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и определяют рекомендуемый порядок действий по проведению ОРВ проектов нормативных правовых актов, оценки применения, в том числе ОФВ, и экспертизы нормативных правовых актов.
1.2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения единого подхода при проведении ОРВ также рекомендуется использовать:
а) методику оценки регулирующего воздействия, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290;
б) методику оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. N 830;
в) методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669;
г) методику проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утвержденную приказом Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. N 454.
1.3. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие основные понятия и их определения:
обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
уполномоченный орган - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за развитие процедуры ОРВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанной процедуры, осуществляющий подготовку заключений об ОРВ по проектам нормативных правовых актов, входящим в предметную область, установленную статьей 53 Федерального закона N 414-ФЗ;
орган, уполномоченный на проведение экспертизы, - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или специально созданный коллегиальный орган, ответственный за развитие процедуры экспертизы, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанной процедуры, а также осуществляющий подготовку заключений об экспертизе;
орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения, - орган государственной власти субъекта Российской Федерации или специально созданный коллегиальный орган, ответственный за развитие процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанных процедур, а также осуществляющий подготовку заключений о достижении целей введения обязательных требований и заключений об ОФВ;
разработчики проектов нормативных правовых актов (далее - разработчики) - органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, а также на участие в процедурах ОРВ, оценки применения, ОФВ в части организации публичных консультаций и подготовки сводного отчета об ОРВ, доклада о достижении целей введения обязательных требований, отчета об ОФВ, а также других действий, определенных порядком проведения ОРВ, оценки применения, ОФВ;
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое разработчиком в ходе проведения процедур ОРВ, оценки применения и ОФВ;
дополнительные публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ, органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, - при подготовке заключения о достижении целей введения обязательных требований и заключения об ОФВ, органом, уполномоченным на проведение экспертизы, - при подготовке заключения об экспертизе;
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
сводка предложений - документ, содержащий все комментарии и предложения, поступившие в рамках публичных консультаций (дополнительных публичных консультаций), а также результат их рассмотрения и его обоснование в случае отказа от учета предложения;
сводный отчет о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов ее решения;
доклад о достижении целей введения обязательных требований - документ, содержащий выводы по итогам проведения оценки применения о достижении целей регулирования, заявленных при разработке рассматриваемого нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
отчет об ОФВ - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативного правового акта, а также об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об ОРВ - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, о наличии либо отсутствии в сводном отчете достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на проведение экспертизы, и содержащий выводы о наличии в нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов;
заключение о достижении целей введения обязательных требований - завершающий процедуру оценки применения документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, и содержащий выводы о достижении или недостижении заявленных целей регулирования, об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ;
заключение об ОФВ - завершающий процедуру ОФВ документ, подготавливаемый органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, и содержащий оценку положительных или отрицательных последствий действия нормативного правового акта, а также предложения об отмене, изменении нормативного правового акта или его отдельных положений или продлении срока его действия;
официальный сайт - специализированный единый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определенный в субъекте Российской Федерации для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, оценки применения, ОФВ и экспертизы, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах.
1.4. В целях обеспечения высокого качества регулирования рекомендуется оценивать проекты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, на предмет учета принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ. Указанную оценку целесообразно проводить в том числе уполномоченному органу при подготовке заключений об ОРВ, а также органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, при подготовке заключения о достижении целей введения обязательных требований и заключения об ОФВ.
1.5. В целях обеспечения актуальности регулирования при принятии новых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, может быть установлен срок их действия, не превышающий 6 лет.
1.6. В целях обеспечения предсказуемости регулирования нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены даты вступления в силу для нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также определен минимальный возможный отлагательный период между принятием нормативного правового акта и его вступлением в силу.
1.7. В целях обеспечения принципа открытости в субъекте Российской Федерации официальный сайт рекомендуется определить в качестве единой площадки в сети "Интернет" для раскрытия информации о процедурах ОРВ, оценки применения, ОФВ и экспертизы, в том числе проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов и нормативным правовым актам.
2.1. Предметная область ОРВ
2.1.1. В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
2.1.2. В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
а) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2.1.3. В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ не проводится в отношении:
а) проектов законов субъектов Российской Федерации об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные отношения;
в) проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
2.1.4. В целях проведения ОРВ при определении иной экономической деятельности рекомендуется руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-4513, согласно которой под экономической деятельностью понимается взаимосвязанная совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, и целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ. Понятие инвестиционной деятельности является частью понятия экономической деятельности.
2.2. Рекомендуемый порядок проведения ОРВ
2.2.1. ОРВ рекомендуется проводить разработчику проекта нормативного правового акта. Результаты проведения ОРВ отражаются разработчиком в сводном отчете и публикуются в открытом доступе для проведения публичных консультаций.
2.2.2. При проведении ОРВ рекомендуется обеспечить:
а) определение проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, и измеримых целей, на достижение которых оно направлено;
б) объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования, начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования), посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
в) количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;
г) свободный доступ заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и учет такого мнения. В целях получения максимального отклика от заинтересованных лиц все этапы и сроки ОРВ рекомендуется исчислять в рабочих днях;
д) разделение функций участников процедуры ОРВ путем закрепления за разработчиками обязанности по размещению уведомления, подготовке сводного отчета и проведению публичных консультаций, а за уполномоченным органом - обязанности по подготовке заключения об ОРВ;
е) обязательность наличия сводного отчета и заключения об ОРВ для проектов нормативных правовых актов, входящих в предметную область, установленную статьей 53 Федерального закона N 414-ФЗ.
2.2.3. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования рекомендуется основывать на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении между собой и с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
2.2.4. Субъекты Российской Федерации могут предусмотреть градацию проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия и определить особенности проведения ОРВ для каждой степени в порядке проведения ОРВ в субъекте Российской Федерации.