ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 ноября 2022 года N 3090/р
С целью обеспечения контроля за возникающими затруднениями в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на порожние вагоны:
1. Утвердить прилагаемую Технологию работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов.
2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н. направить в установленном ОАО "РЖД" порядке заявку в Программу цифровизации ОАО "РЖД" 2023 г. по автоматизации Технологии, утвержденной настоящим распоряжением.
Первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
С.А.Кобзев
Технология работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов
1.1. Технология работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов (далее - Технология) описывает процесс рассмотрения и согласования Динамической моделью загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов и заявляемых грузоотправителем параметров суточного клиентского плана погрузки в адрес всех станций назначения во всех видах сообщения.
1.2. Термины, определения и сокращения.
1.2.1. В Технологии использованы следующие термины с соответствующими определениями:
Временные правила - Временные правила, устанавливающие основные принципы очередности перевозок грузов и особенности рассмотрения заявок на перевозку, утвержденные решением правления ОАО "РЖД" (протокол заседания от 10 марта 2022 г. N 11);
запрос-уведомление - запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона;
Заявка - совокупность поступающих на проверку в динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом формы ГУ-12, запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов и заявляемых грузоотправителем параметров суточного клиентского плана погрузки;
Заявка ГУ-12 - заявка на перевозку грузов формы ГУ-12;
Клиент - грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), которому оказывается услуга перевозки грузов железнодорожным транспортом;
лимитирующий объект - объект инфраструктуры ОАО "РЖД", не позволяющий согласовать весь предъявленный объем заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 по причине недостатка пропускных и перерабатывающих способностей;
модельный участок - участок сети железных дорог ОАО "РЖД" ограниченный железнодорожными станциями, разъездами или обгонными пунктами по которым строится прогноз продвижения грузовых отправок;
Правила исчисления сроков доставки - Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245;
Технология - Технология работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов;
технический план - это комплексный производственный план эксплуатационной работы по обеспечению плана перевозок, устанавливающий нормы работ, размеры вагонного и локомотивного парков и движения, показатели использования подвижного состава.
1.2.2. В Технологии использованы следующие сокращения:
АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов;
АСОУП-3 - автоматизированная система оперативного управления перевозками нового поколения;
АС АПВО-2 - автоматизированная система "Планирование, учет и анализ проведения "окон" и выполнения хозяйственной работы";
АСУ МР - автоматизированная система управления местной работой;
БД - база данных;
ГВЦ - Главный вычислительный центр - филиал ОАО "РЖД";
ДМ ЗИ - Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД";
НСИ - нормативно-справочная информация;
ОИТ ДМ ЗИ - Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД". Очередь 2021. Описание информационной технологии 01115840.19100.015-21.
ПТ, утвержденная заместителем начальника Центра фирменного транспортного обслуживания 13 декабря 2021 г. N 414;
ПНД - совокупность действующих нормативных документов, устанавливающих очередность выполнения перевозок;
ПФМ - план формирования маршрутов;
ПФП - план формирования поездов;
СДК ЗП АСОУП-3 - автоматизированная система динамического контроля занятости путей общего и необщего пользования, предназначенных для оказания услуг по отстою подвижного состава;
СКПП - суточный клиентский план погрузки.
1.3. Основной задачей ДМ ЗИ является автоматическое определение возможности согласования Заявок, поданных грузоотправителем или отправителем порожних вагонов, с учетом возможностей и загрузки элементов инфраструктуры по маршруту следования грузовых отправок в соответствии с указанными датами перевозки.
1.4. ДМ ЗИ является инструментом поддержки процесса принятия управленческих решений в эксплуатационной работе сети ОАО "РЖД" в части оценки возможности выполнения подаваемых грузоотправителями Заявок на основе прогнозирования занятости элементов инфраструктуры на весь период планирования с использованием данных об операциях перевозочного процесса с поездами, вагонами и отправками, вагонных парках и отправках, ранее согласованных Заявках на перевозку и данных о текущем состоянии объектов инфраструктуры, в том числе с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе с учетом проведения плановых ремонтных и строительно-монтажных работ на годовом, месячном и оперативном горизонте планирования, и железнодорожных путей необщего пользования.
1.5. Технология предназначена для обеспечения стабильности перевозочного процесса, повышения качества эксплуатационной деятельности и планирования грузовых перевозок за счет сбалансированных возможностей инфраструктуры грузополучателей и ОАО "РЖД" с объемами согласования Заявок. В этих целях в ДМ ЗИ реализованы следующие функциональные возможности:
построение в соответствии с планом формирования маршрутов следования грузовых отправок с моделированием времени доставки;
автоматическая оценка возможностей элементов инфраструктуры для пропуска заявляемых грузоотправителями объемов грузов и порожних вагонов;
при отсутствии возможности приема к перевозке в соответствии с заявляемым Клиентом графиком подач расчет альтернативных графиков подач;
при отсутствии возможности предоставления альтернативного варианта графика подач определение альтернативных маршрутов следования грузовых отправок, порожних грузовых вагонов с обходом участков инфраструктуры с исчерпанными пропускными способностями с расчетом сроков доставки по каждому из них;
рассмотрение одиночных и групп (пулов) Заявок с учетом положений Временных правил и применяемых на время приостановки действия Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710;
дополнительная проверка Заявок ГУ-12 назначением на иностранную дорогу по Нормам передачи экспортных и транзитных грузов с железных дорог России и стран СНГ и Балтии в третьи страны разработанным в соответствии с Порядком планирования перевозок грузов железными дорогами государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденным решением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол заседания от 18-19 октября 2001 г. N 30);
рассмотрение СКПП в соответствии с Регламентом взаимодействия Территориального центра фирменного транспортного обслуживания и Дирекции управления движением на полигоне железной дороги по реализации процессов коммерческой диспетчеризации, утвержденного заместителем генерального директора ОАО "РЖД" - начальником Центра фирменного транспортного обслуживания и заместителем генерального директора ОАО "РЖД" - начальником Центральной дирекции управления движением 2 апреля 2021 г. N 483, в части формирования СКПП;
логические проверки поступающих данных с возможностью добавления и редактирования на основании настройки фильтров по всем полям Заявки ГУ-12.
2.1. ДМ ЗИ представляет собой программный комплекс, обеспечивающий непрерывный процесс рассмотрения и согласования Заявок, поступающих из АС ЭТРАН и передачу результатов их рассмотрение и согласования в АС ЭТРАН на основе программного обеспечения, реализующего соответствующие алгоритмы, заложенные в ДМ ЗИ.
2.2. Серверы и клиентские рабочие места функционируют в рамках системы передачи данных ОАО "РЖД" в непрерывном режиме.
2.3. Схема продуктивного программно-технического комплекса ДМ ЗИ, обеспечивающего взаимодействие со смежными автоматизированными системами, проведение расчетов, формирование статистических отчетов, журналирование результатов согласования Заявок и отражение результатов работы на интерактивной карте-схеме сети железных дорог ОАО "РЖД".
2.4. Топология сети в модели представляется как граф, состоящий из узлов (совокупность станций, разъездов и обгонных пунктов) и ребер, соединенных между собой. Каждый физический участок разбивается на два условных по направлению (четное/нечетное) с дальнейшим самостоятельным использованием в расчетах при моделировании.
2.5. Элементами модели, отвечающими за описание объектов инфраструктуры, которые выступают в качестве возможных ограничений являются:
железнодорожные пути необщего пользования, на которых производится погрузка грузов;
станции отправления грузов и порожних вагонов;
модельные участки сети железных дорог ОАО "РЖД";
технические станции и станции формирования грузовых поездов, в том числе перерабатывающие способности сортировочных устройств;
станции назначения грузов и порожних вагонов;
железнодорожные пути необщего пользования, на которых производится выгрузка грузов;
Нормы передачи экспортных и транзитных грузов с железных дорог России и стран СНГ и Балтии в третьи страны по межгосударственным стыковым пунктам, разрабатываемые ежемесячно в соответствии с Порядком планирования перевозок грузов железными дорогами государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденным решением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол заседания от 18-19 октября 2001 г. N 30);
план формирования грузовых поездов и контейнеров.
2.6. Поступившая в ДМ ЗИ Заявка после рассмотрения и формирования рекомендаций по ее согласованию или отклонению сохраняется в архиве ДМ ЗИ. Срок хранения архивных данных - 3 года от момента согласования или отклонения Заявки.
3.1. Согласование Заявок ГУ-12 - это процесс, при котором оцениваются возможности инфраструктуры по выполнению поданных Клиентами Заявок. В ходе выполнения процесса Клиентам предлагается согласовать Заявки, в том числе с учетом возможной корректировки графика подач вагонов с целью повышения равномерности вагонопотоков, а также использование альтернативных маршрутов следования отправок.
3.2. В основе процесса заложено моделирование продвижения грузовых отправок по элементам ДМ ЗИ (пункт 2.5 Технологии) на весь горизонт планирования поступающих на рассмотрение Заявок ГУ-12, запросов-уведомлений и СКПП.
3.3. В рамках работы модели в целом выполняется следующая последовательность операций:
3.3.1. С учетом поступающих исходных данных (разделы 2 и 4 Технологии) в ДМ ЗИ осуществляется посуточный расчет прогнозируемых доступных для заполнения Заявками пропускных способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования (раздел 5 Технологии).
3.3.2. Из АС ЭТРАН Заявки поступают в ДМ ЗИ. Поступление может осуществляться как непрерывно одиночными Заявками (раздел 6 Технологии), так и объединенными в группы (пулы) (раздел 7 Технологии). Принципы формирования группы (пула) относятся к работе АС ЭТРАН и не описываются в данной технологии.
3.3.3. С учетом рассчитанных на предыдущих циклах работы доступных пропускных способностей ДМ ЗИ осуществляет проверку на возможность пропуска заявленных на конкретные сутки по графику подач или согласованному в СКПП объемов грузов/вагонопотоков (раздел 6 Технологии) с учетом:
3.3.3.1. Погруженных/выгруженных и не отправленных вагонов, а также грузовых отправок и порожних вагонов, находящихся в движении, в том числе с учетом данных о прогнозе их пропуска загружаемых из АСУ МР (при наличии такого прогноза).
3.3.3.2. Ранее согласованных и включенных в модель Заявок, которыми частично использованы:
возможности станций отправления и назначения грузов и порожних вагонов, на основе технологических параметров, рассчитанных и закрепленных в технологических процессах работы станций (нормы простоя: транзитных вагонов без переработки, транзитных вагонов с переработкой, местных вагонов);