ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 ноября 2022 года N 3090/р

Об утверждении Технологии работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов



С целью обеспечения контроля за возникающими затруднениями в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на порожние вагоны:

1. Утвердить прилагаемую Технологию работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов.

2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н. направить в установленном ОАО "РЖД" порядке заявку в Программу цифровизации ОАО "РЖД" 2023 г. по автоматизации Технологии, утвержденной настоящим распоряжением.

3. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 8 апреля 2020 г. N 791/р "Об утверждении технологии ведения динамической модели загрузки элементов инфраструктуры сети ОАО "РЖД" на период выполнения запланированных перевозок грузов с целью обеспечения контроля возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов".

Первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
С.А.Кобзев



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25 ноября 2022 года N 3090/р



Технология работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов



1. Общие положения


1.1. Технология работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов (далее - Технология) описывает процесс рассмотрения и согласования Динамической моделью загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов и заявляемых грузоотправителем параметров суточного клиентского плана погрузки в адрес всех станций назначения во всех видах сообщения.

1.2. Термины, определения и сокращения.

1.2.1. В Технологии использованы следующие термины с соответствующими определениями:

Временные правила - Временные правила, устанавливающие основные принципы очередности перевозок грузов и особенности рассмотрения заявок на перевозку, утвержденные решением правления ОАО "РЖД" (протокол заседания от 10 марта 2022 г. N 11);

запрос-уведомление - запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона;

Заявка - совокупность поступающих на проверку в динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом формы ГУ-12, запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов и заявляемых грузоотправителем параметров суточного клиентского плана погрузки;

Заявка ГУ-12 - заявка на перевозку грузов формы ГУ-12;

Клиент - грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), которому оказывается услуга перевозки грузов железнодорожным транспортом;

лимитирующий объект - объект инфраструктуры ОАО "РЖД", не позволяющий согласовать весь предъявленный объем заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 по причине недостатка пропускных и перерабатывающих способностей;

модельный участок - участок сети железных дорог ОАО "РЖД" ограниченный железнодорожными станциями, разъездами или обгонными пунктами по которым строится прогноз продвижения грузовых отправок;

Правила исчисления сроков доставки - Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245;

Технология - Технология работы Динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" при реализации процесса согласования заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов;

технический план - это комплексный производственный план эксплуатационной работы по обеспечению плана перевозок, устанавливающий нормы работ, размеры вагонного и локомотивного парков и движения, показатели использования подвижного состава.

1.2.2. В Технологии использованы следующие сокращения:

АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов;

АСОУП-3 - автоматизированная система оперативного управления перевозками нового поколения;

АС АПВО-2 - автоматизированная система "Планирование, учет и анализ проведения "окон" и выполнения хозяйственной работы";

АСУ МР - автоматизированная система управления местной работой;

БД - база данных;

ГВЦ - Главный вычислительный центр - филиал ОАО "РЖД";

ДМ ЗИ - Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД";

НСИ - нормативно-справочная информация;

ОИТ ДМ ЗИ - Динамическая модель загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД". Очередь 2021. Описание информационной технологии 01115840.19100.015-21.

ПТ, утвержденная заместителем начальника Центра фирменного транспортного обслуживания 13 декабря 2021 г. N 414;

ПНД - совокупность действующих нормативных документов, устанавливающих очередность выполнения перевозок;

ПФМ - план формирования маршрутов;

ПФП - план формирования поездов;

СДК ЗП АСОУП-3 - автоматизированная система динамического контроля занятости путей общего и необщего пользования, предназначенных для оказания услуг по отстою подвижного состава;

СКПП - суточный клиентский план погрузки.

1.3. Основной задачей ДМ ЗИ является автоматическое определение возможности согласования Заявок, поданных грузоотправителем или отправителем порожних вагонов, с учетом возможностей и загрузки элементов инфраструктуры по маршруту следования грузовых отправок в соответствии с указанными датами перевозки.

1.4. ДМ ЗИ является инструментом поддержки процесса принятия управленческих решений в эксплуатационной работе сети ОАО "РЖД" в части оценки возможности выполнения подаваемых грузоотправителями Заявок на основе прогнозирования занятости элементов инфраструктуры на весь период планирования с использованием данных об операциях перевозочного процесса с поездами, вагонами и отправками, вагонных парках и отправках, ранее согласованных Заявках на перевозку и данных о текущем состоянии объектов инфраструктуры, в том числе с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе с учетом проведения плановых ремонтных и строительно-монтажных работ на годовом, месячном и оперативном горизонте планирования, и железнодорожных путей необщего пользования.

1.5. Технология предназначена для обеспечения стабильности перевозочного процесса, повышения качества эксплуатационной деятельности и планирования грузовых перевозок за счет сбалансированных возможностей инфраструктуры грузополучателей и ОАО "РЖД" с объемами согласования Заявок. В этих целях в ДМ ЗИ реализованы следующие функциональные возможности:

построение в соответствии с планом формирования маршрутов следования грузовых отправок с моделированием времени доставки;

автоматическая оценка возможностей элементов инфраструктуры для пропуска заявляемых грузоотправителями объемов грузов и порожних вагонов;

при отсутствии возможности приема к перевозке в соответствии с заявляемым Клиентом графиком подач расчет альтернативных графиков подач;

при отсутствии возможности предоставления альтернативного варианта графика подач определение альтернативных маршрутов следования грузовых отправок, порожних грузовых вагонов с обходом участков инфраструктуры с исчерпанными пропускными способностями с расчетом сроков доставки по каждому из них;

рассмотрение одиночных и групп (пулов) Заявок с учетом положений Временных правил и применяемых на время приостановки действия Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710;

дополнительная проверка Заявок ГУ-12 назначением на иностранную дорогу по Нормам передачи экспортных и транзитных грузов с железных дорог России и стран СНГ и Балтии в третьи страны разработанным в соответствии с Порядком планирования перевозок грузов железными дорогами государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденным решением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол заседания от 18-19 октября 2001 г. N 30);

рассмотрение СКПП в соответствии с Регламентом взаимодействия Территориального центра фирменного транспортного обслуживания и Дирекции управления движением на полигоне железной дороги по реализации процессов коммерческой диспетчеризации, утвержденного заместителем генерального директора ОАО "РЖД" - начальником Центра фирменного транспортного обслуживания и заместителем генерального директора ОАО "РЖД" - начальником Центральной дирекции управления движением 2 апреля 2021 г. N 483, в части формирования СКПП;

логические проверки поступающих данных с возможностью добавления и редактирования на основании настройки фильтров по всем полям Заявки ГУ-12.

2. Структура модели ДМ ЗИ


2.1. ДМ ЗИ представляет собой программный комплекс, обеспечивающий непрерывный процесс рассмотрения и согласования Заявок, поступающих из АС ЭТРАН и передачу результатов их рассмотрение и согласования в АС ЭТРАН на основе программного обеспечения, реализующего соответствующие алгоритмы, заложенные в ДМ ЗИ.

2.2. Серверы и клиентские рабочие места функционируют в рамках системы передачи данных ОАО "РЖД" в непрерывном режиме.

2.3. Схема продуктивного программно-технического комплекса ДМ ЗИ, обеспечивающего взаимодействие со смежными автоматизированными системами, проведение расчетов, формирование статистических отчетов, журналирование результатов согласования Заявок и отражение результатов работы на интерактивной карте-схеме сети железных дорог ОАО "РЖД".

2.4. Топология сети в модели представляется как граф, состоящий из узлов (совокупность станций, разъездов и обгонных пунктов) и ребер, соединенных между собой. Каждый физический участок разбивается на два условных по направлению (четное/нечетное) с дальнейшим самостоятельным использованием в расчетах при моделировании.

2.5. Элементами модели, отвечающими за описание объектов инфраструктуры, которые выступают в качестве возможных ограничений являются:

железнодорожные пути необщего пользования, на которых производится погрузка грузов;

станции отправления грузов и порожних вагонов;

модельные участки сети железных дорог ОАО "РЖД";

технические станции и станции формирования грузовых поездов, в том числе перерабатывающие способности сортировочных устройств;

станции назначения грузов и порожних вагонов;

железнодорожные пути необщего пользования, на которых производится выгрузка грузов;

Нормы передачи экспортных и транзитных грузов с железных дорог России и стран СНГ и Балтии в третьи страны по межгосударственным стыковым пунктам, разрабатываемые ежемесячно в соответствии с Порядком планирования перевозок грузов железными дорогами государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденным решением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол заседания от 18-19 октября 2001 г. N 30);

план формирования грузовых поездов и контейнеров.

2.6. Поступившая в ДМ ЗИ Заявка после рассмотрения и формирования рекомендаций по ее согласованию или отклонению сохраняется в архиве ДМ ЗИ. Срок хранения архивных данных - 3 года от момента согласования или отклонения Заявки.

3. Общее описание работы ДМ ЗИ


3.1. Согласование Заявок ГУ-12 - это процесс, при котором оцениваются возможности инфраструктуры по выполнению поданных Клиентами Заявок. В ходе выполнения процесса Клиентам предлагается согласовать Заявки, в том числе с учетом возможной корректировки графика подач вагонов с целью повышения равномерности вагонопотоков, а также использование альтернативных маршрутов следования отправок.

3.2. В основе процесса заложено моделирование продвижения грузовых отправок по элементам ДМ ЗИ (пункт 2.5 Технологии) на весь горизонт планирования поступающих на рассмотрение Заявок ГУ-12, запросов-уведомлений и СКПП.

3.3. В рамках работы модели в целом выполняется следующая последовательность операций:

3.3.1. С учетом поступающих исходных данных (разделы 2 и 4 Технологии) в ДМ ЗИ осуществляется посуточный расчет прогнозируемых доступных для заполнения Заявками пропускных способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования (раздел 5 Технологии).

3.3.2. Из АС ЭТРАН Заявки поступают в ДМ ЗИ. Поступление может осуществляться как непрерывно одиночными Заявками (раздел 6 Технологии), так и объединенными в группы (пулы) (раздел 7 Технологии). Принципы формирования группы (пула) относятся к работе АС ЭТРАН и не описываются в данной технологии.

3.3.3. С учетом рассчитанных на предыдущих циклах работы доступных пропускных способностей ДМ ЗИ осуществляет проверку на возможность пропуска заявленных на конкретные сутки по графику подач или согласованному в СКПП объемов грузов/вагонопотоков (раздел 6 Технологии) с учетом:

3.3.3.1. Погруженных/выгруженных и не отправленных вагонов, а также грузовых отправок и порожних вагонов, находящихся в движении, в том числе с учетом данных о прогнозе их пропуска загружаемых из АСУ МР (при наличии такого прогноза).

3.3.3.2. Ранее согласованных и включенных в модель Заявок, которыми частично использованы:

возможности станций отправления и назначения грузов и порожних вагонов, на основе технологических параметров, рассчитанных и закрепленных в технологических процессах работы станций (нормы простоя: транзитных вагонов без переработки, транзитных вагонов с переработкой, местных вагонов);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»