ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2022 года N 1281
В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134; 2021, N 24, ст.4188), подпунктом 5.2.17 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5344; 2022, N 1, ст.175),
приказываю:
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е.Е.Семченко.
Руководитель
А.А.Музаев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 февраля 2023 года,
регистрационный N 72286
Порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования
1. Порядок осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее - Порядок) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее соответственно - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственный контроль (надзор).
2. Целью государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
3. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере образовании органами местного самоуправления.
4. Проведение проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяются следующие формы проверок:
а) документарные проверки, которые предусматриваются для изучения документов, представляемых органами местного самоуправления, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт органа местного самоуправления, сеть "Интернет"), без посещения таких органов;
б) выездные проверки, которые проводятся в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по надзору за органами местного самоуправления требуется проводить по месту нахождения органов местного самоуправления или их должностных лиц.
Выездные проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
При проведении выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия органом государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться выезд по месту нахождения органа местного самоуправления или его должностных лиц.
6. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право:
а) беспрепятственно получать доступ на территорию органа местного самоуправления;
б) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления документы и иные материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, в том числе муниципальные правовые акты в сфере образования органа местного самоуправления;
в) проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в государственных информационных системах;
г) запрашивать у уполномоченных должностных лиц и иных работников органа местного самоуправления устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
д) снимать копии с документов, необходимых для проведения проверки;
е) применять предусмотренные пунктами 50, 57, 58 и 61 Порядка меры по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
ж) запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
7. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по пресечению и (или) устранению нарушений в сфере образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы должностных лиц органа местного самоуправления, в отношении которого проводится проверка;
в) проводить проверку на основании решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о ее проведении в соответствии с ее назначением;
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии решения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры субъекта Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ);
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2022, N 29, ст.5220.
д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа местного самоуправления, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с результатами проверки;
з) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к) соблюдать сроки проведения проверок, установленные пунктами 34, 42 Порядка и периодичность проведения проверок, установленную частью 2.3 статьи 77 Федеральным законом N 131-ФЗ;
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2013, N 51, ст.6690.
л) ознакомить перед началом проведения выездной проверки руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа местного самоуправления по их просьбе с положениями Порядка;
м) при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учёта проверок (при его наличии);
н) доводить до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность органа местного самоуправления представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;
о) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
п) выдать предписание органу местного самоуправления об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - предписание) с указанием срока его исполнения;
р) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
в) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
г) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения проверки;
е) осуществлять выдачу органу местного самоуправления предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (надзору);
ж) требовать от органа местного самоуправления представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки имеет право:
а) непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацию, которая относится к предмету проверки;
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов либо подведомственных указанным государственным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
д) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по собственной инициативе;
е) представлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного органу местного самоуправления предписания в целом или его отдельных положений в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием. При этом орган местного самоуправления вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя органа местного самоуправления;
ж) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повлекшие за собой нарушение прав органа местного самоуправления при проведении проверки, в административном порядке.
10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа местного самоуправления при проведении проверки обязаны:
а) предоставлять должностным лицам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
б) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (письма) направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанные в мотивированном запросе (письме) документы (при проведении документарной проверки);