Действующий

Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2030 года

VI. Механизмы реализации Стратегии


Для реализации Стратегии и мониторинга достижения целевых индикаторов реализации Стратегии, приведенных в приложении N 4, предусмотрена разработка ряда мероприятий с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов отрасли.

Значения соответствующих индикаторов базируются на данных, предоставляемых основными металлопотребляющими отраслями России.

Ориентация спроса внутреннего рынка при реализации отраслевых инфраструктурных проектов на российскую промышленную продукцию предполагает системное межотраслевое сотрудничество потребителей и поставщиков изделий из черных и цветных металлов, с учетом:

стимулирования создания инновационных технологий производства металлургической продукции, особенно высокотехнологичной продукции последних переделов;

снижения зависимости металлургических предприятий России от импорта ферросплавов, сырья и материалов;

снижения зависимости металлургических предприятий России от импорта инжиниринга и технологического оборудования;

снижения негативного воздействия металлургических предприятий России на окружающую среду;

сохранения позиций металлургических предприятий России на мировых рынках металлопродукции.

Восстановление и рост спроса на металлопродукцию зависят от развития основных отраслей - потребителей продукции металлургической промышленности, которыми являются жилищное и инфраструктурное строительство, транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, химическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, производство посуды, бытовой техники и медицинских изделий.

В рамках Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, предусмотрены внутриотраслевые приоритеты как в металлургии, так и в смежных отраслях промышленности.

Практически во всех отраслях в качестве главной цели развития предусмотрено увеличение объемов производства российской продукции, что в перспективе становится фактором роста потребления металлопродукции на внутреннем рынке.

Основными векторами развития отраслей промышленности в соответствии со Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р, предполагающими "точки роста" внутреннего спроса в металлургии, являются:

в авиационной отрасли - увеличение объема производства промышленных организаций (самолеты - более 1000 штук, вертолеты - более 700 штук);

в судостроительной промышленности - обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов организаций отрасли, а также увеличения в 2,2 раза объема производства (морские транспортные суда - более 100 штук, транспортные суда смешанного и внутреннего плавания - более 200 штук, промысловые суда - более 150 штук, служебные и вспомогательные суда и катера - более 140 штук, суда для освоения шельфа - 50 штук, суда технического флота - более 100 штук);

в автомобильной промышленности - создание значительного по своим объемам рынка автокомпонентов, обеспечение обновления российского парка автотранспортных средств всех типов (легковые автомобили - более 13 млн. штук, грузовые автомобили - более 750 тыс. штук, автобусы - более 130 тыс. штук, легкие коммерческие автомобили - более 950 тыс. штук) и появление новой линейки продуктов с высокими темпами роста продаж (темпы роста производства электромобилей и беспилотных транспортных средств должны составить 40-50 процентов в год);

в машиностроении:

в строительно-дорожного машиностроении - обеспечение отечественной техникой строительных организаций и коммунального хозяйства при доле российских производителей на внутреннем рынке на уровне не менее 80 процентов (строительно-дорожная техника - более 115 тыс. штук, землеройная техника - более 33 тыс. штук, грузоподъемная техника - более 63 тыс. штук);

в железнодорожном машиностроении - обеспечение динамичного развития отрасли благодаря поддержанию доли российских производителей на внутреннем рынке на уровне 92 процентов, обеспечение объемов экспортных поставок на уровне 22 процентов (локомотивы - более 5 тыс. штук, вагоны (полувагоны) - более 560 тыс. штук);

в сельскохозяйственном машиностроении - достижение доли российских производителей сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке не ниже 80 процентов и доли их экспортных поставок не ниже 50 процентов величины отгрузок на внутренний рынок (тракторы - более 71 тыс. штук, комбайны зерноуборочные - более 70 тыс. штук, комбайны кормоуборочные - более 3 тыс. штук), стимулирование развития производства компонентов для сельскохозяйственных машин;

в нефтегазовом машиностроении - развитие производства оборудования для новых экологически чистых технологий, содействие технологическому перевооружению предприятий, развитие производства продукции для оснащения нефте- и газопромыслов, в том числе для обеспечения потребностей национальных проектов и программ (оборудование для производства сжиженного природного газа - более 21 тыс. штук, буровые установки - более 200 штук, оборудование для шельфовых проектов - более 2 тыс. штук);

в станкоинструментальной промышленности - обеспечение роста производства станкоинструментальной продукции средними темпами не менее 5 процентов в год (станки металлорежущие - более 94 тыс. штук, кузнечно-прессовые машины - более 96 тыс. штук, деревообрабатывающее оборудование - более 106 тыс. штук).

Во многих отраслях - потребителях металлопродукции в настоящее время идет процесс обновления планов и стратегий в соответствии с текущими реалиями.

Прирост объемов строительства до 2030 года обеспечивается за счет выполнения планов по переселению граждан из аварийных и подлежащих сносу домов, реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В 2022 году в целях развития строительства с применением стальных конструкций в Российской Федерации и дополнительной загрузки металлургических предприятий Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвержден план мероприятий по расширению области применения стали в строительстве и совершенствованию технического регулирования в области строительства и пожарной безопасности объектов капитального строительства с применением стальных конструкций на 2022-2026 годы от 10 июня 2022 г. N 12-П/08.

Указанным документом предусмотрены мероприятия по включению производителей стали и стальных конструкций в региональные программы по переселению граждан, ускорению реализации инфраструктурных проектов, в том числе в части дорожной, портовой инфраструктуры и транспортировки углеводородов.

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, предусматривает развитие транспортных систем крупных городских агломераций, обеспечение транспортной доступности в стране, строительство автомобильных и железнодорожных дорог, а также развитие портовой инфраструктуры.

В части ускорения реализации инфраструктурных проектов предусмотрено развитие дорожной инфраструктуры, в том числе строительство скоростной автомобильной дороги М-12 Москва - Казань, обхода г.Астрахани, обхода г.Барнаула, обхода г.Рязани, строительство и модернизация участков трасс М-4, М-5, М-7, Р-217, строительство дороги Стерлитамак - Магнитогорск, строительство дороги Томск - Тайга и др., что потребует к 2030 году около 1,7 млн. тонн стального проката.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 816-р планируется реализация крупных газотранспортных проектов.