Экспертное заключение
по результатам проведения педагогической экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий
(названия учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, класс (за исключением учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, допущенных при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования) |
(автор (авторский коллектив) учебника) |
(наименование издателя (издателей) |
(правообладатель (наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия правообладателя от имени Российской Федерации (в случае, если исключительные права на подготовленные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия принадлежат Российской Федерации, наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия) |
1. Сведения об экспертной организации: | |||||
1.1. Наименование экспертной организации | |||||
1.2. Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица | |||||
1.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя экспертной организации | |||||
1.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта (экспертов), проводившего (проводивших) экспертизу учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий | |||||
2. Информация об учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях: | |||||
2.1. Методическое пособие (при наличии) | |||||
2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | |||||
2.3. Учебные пособия, разработанные в комплекте с учебником | |||||
2.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронных форм учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий | |||||
2.5. Уровень содержания учебника | |||||
3. Критерии экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий. | |||||
N п/п | Критерии экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий | Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка | Примечание | ||
3.1. | Обеспечение соответствия содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию федеральных основных общеобразовательных программ. | ||||
3.2. | Принадлежность учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия учебников) (за исключением специального учебника). | ||||
3.3. | Соответствие наименования учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. | ||||
3.4. | Соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии). | ||||
3.5. | Изложение материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (с 1 сентября 2023 года). | ||||
3.6. | Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в изложении предметного материала. | ||||
3.7. | Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся; | ||||
3.8. | Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему; | ||||
3.9. | Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности; | ||||
3.10. | Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. | ||||
3.11. | Обеспечение возможности использования учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. | ||||
3.12. | Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий. | ||||
3.13. | Изложение материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. | ||||
3.14. | Соответствие формы подачи материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников). | ||||
3.15. | Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, федеральной основной общеобразовательной программе. | ||||
3.16. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронных форм учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий. | ||||
3.17. | Отражение в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). | ||||
3.18. | Наличие в тексте учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующих обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. | ||||
3.19. | Направленность содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. | ||||
3.20. | Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, содержащих картографический материал). | ||||
3.21. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). | ||||
3.22. | Соответствие текста учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором изданы учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, а также отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях ненормативной лексики. | ||||
3.23. | Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности. | ||||
3.24. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение. | ||||
3.25. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. | ||||
3.26 | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). | ||||
3.27. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. | ||||
3.28. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. | ||||
3.29. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. | ||||
3.30. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". | ||||
3.31. | Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. | ||||
3.32. | Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. | ||||
4. Дополнительные критерии экспертизы для электронных форм учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий: | |||||
4.1. | Наличие в электронной форме учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету. |
Руководитель экспертной организации | |||||||
/ | |||||||
Фамилия, имя, отчество (при наличии) | (подпись) | ||||||
М.П. (при наличии) | |||||||
"____" ________________ 20___ г. |