Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

XXXIII. Содержательный раздел ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)

160. Федеральные рабочие программы учебных предметов.

160.1. При реализации ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) используются федеральные рабочие программы учебных предметов "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География", "Основы безопасности и защиты Родины", предусмотренные федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО).

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минпросвещения России от 1 февраля 2024 года N 67. - См. предыдущую редакцию)

________________

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., регистрационный № 74223).

(Сноска в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минпросвещения России от 1 февраля 2024 года N 67. - См. предыдущую редакцию)     

160.2. Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений, обусловленных двигательными нарушениями.

161. Программа формирования универсальных учебных действий.

161.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) представлена в приложении N 1 к настоящей ФАОП ООО.

161.2. Специфика формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА определяется их нозологически обусловленными особенностями: уровень развития общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук, разборчивость речи и связанные с этим коммуникативные трудности, особенности познавательной и регуляторной сферы. При выборе направлений и форм учебно-исследовательской и проектной деятельности необходимо учитывать их доступность для обучающихся с НОДА с точки зрения двигательных возможностей. Выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов) у обучающихся с НОДА приводят к снижению самостоятельности в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в сравнении со здоровыми сверстниками. К началу обучения на уровне основного общего образования, как правило, они еще не обладают навыками самостоятельной работы, требуется значительная организационная помощь. Необходимо постепенно расширять возможности обучающихся с НОДА в выборе уровня и характера самостоятельной работы, снижая степень организационного контроля со стороны педагогических работников. Неравномерный, дисгармоничный характер формирования отдельных психических функций обучающихся с НОДА определяют специфику развития универсальных учебных познавательных действий. При постановке задач, формирующих познавательные УУД, необходимо включать в учебный процесс упрощенные учебно-познавательные задачи, имеющие практико-ориентированную направленность и решаемые в различных предметных областях; организовывать специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые жизненные ситуации; предусматривать использование алгоритмов выполнения различных видов заданий с конкретизацией действий при самостоятельной работе. Формирование и развитие у обучающихся с НОДА компетенций в области ИКТ требует создания специальных условий в части специального вспомогательного оборудования и ассистивных технологий.

162. Программа коррекционной работы.

162.1. ПКР является неотъемлемым структурным компонентом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).

В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с НОДА в освоении АООП ООО (вариант 6.1) с учетом их особых образовательных потребностей, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним).

162.2. ПКР должна обеспечивать:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с НОДА, направленности личности, профессиональных склонностей;

систему комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с НОДА и мониторинг динамики их развития, личностного становления, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

успешное освоение АООП ООО (вариант 6.1), достижение обучающимися с НОДА предметных, метапредметных и личностных результатов с учетом их особых образовательных потребностей.

162.3. ПКР должна содержать:

план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с НО ДА, освоение ими АООП ООО (вариант 6.1);

описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их особых образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, применение, при необходимости, учебных пособий и дидактических материалов, специализированных компьютерных программ, используемые технические средства обучения, ассистивные технологии, особенности проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий (при наличии);

описание основного содержания рабочих программ логопеда, психолога, других специалистов;

перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);

планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.

162.4. ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых образовательных потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации обучающихся с НОДА, региональной специфики и особенностей образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации.

162.5. ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся посредством дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и дифференциации образовательно-коррекционного процесса.

162.6. ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА в освоении АООП ООО.

162.7. ПКР может быть реализована при разных формах получения образования обучающимися, в том числе включая обучение на дому и с применением дистанционных технологий. Степень включенности специалистов в программу коррекционной работы устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Объем помощи, направления и содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимся определяются на основании заключения психолого-педагогического консилиума образовательной организации и рекомендаций и психолого-медико-педагогической комиссии.

162.8. Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода в образовательно-коррекционном процессе на основе взаимодействия участников образовательных отношений. Основным механизмом, обеспечивающим системность помощи, является психолого-педагогический консилиум образовательной организации.