МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 15 июня 2022 года N М-11-1541

[О направлении для работы актуализированных Методических рекомендаций по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения]



В целях совершенствования методического обеспечения мероприятий в области защиты населения и первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях направляются для работы актуализированные Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (далее - Методические рекомендации).

Прошу изучить Методические рекомендации и руководствоваться ими в решении вопросов организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях при оказании помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям.

До органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Методические рекомендации доведены (исх. МЧС России от 06.06.2022 N 43-3300-11).

Директор
Департамента гражданской
обороны и защиты населения
генерал-лейтенант
О.Л.Мануйло



Приложение



Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения



Введение


Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (далее - Методические рекомендации) содержат основные положения по подготовке территории и рекомендации по действиям органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при решении задач по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, а также основные задачи и рекомендуемый порядок функционирования пунктов временного размещения пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи территориальным органам МЧС России, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в решении вопросов организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения.

Предложенные Методические рекомендации следует применять с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и специфичных для них чрезвычайных ситуаций различного характера.

Настоящие Методические рекомендации разработаны взамен Методических рекомендаций по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения, утвержденных МЧС России от 20.08.2020 N 2-4-71-18-11.

1. Общие положения

1.1. Основные понятия, термины и определения


Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Различают ЧС по характеру источника - природные и техногенные.

При ЧС устанавливается один из следующих уровней реагирования: объектовый, местный, региональный, федеральный и особый.

Зона ЧС - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

ЗС ГО - защитное сооружение гражданской обороны.

Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС.

РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы управления РСЧС - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от ЧС и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС.

Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, погибший и/или получивший вред для здоровья, утративший полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате ЧС.

Разведывательный орган (далее - разведорган) - это штатное или временное создаваемое подразделение (групп) с необходимым количеством средств для выполнения определенных разведывательных задач.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное техногенное происшествие, авария, катастрофа, опасное природное явление, стихийное бедствие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС.

Первоочередные потребности населения в ЧС - набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС.

Первоочередное жизнеобеспечение населения (далее - ПЖОН) - совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения органами управления, силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным установленным порядком.

Вид ПЖОН - деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности пострадавшего в ЧС населения.

К видам ПЖОН относятся обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости, медицинское и санитарно-эпидемиологическое, транспортное, информационное и психологическое обеспечение.

Приоритетность и состав необходимых видов ПЖОН определяются характером ЧС.

Период ПЖОН - промежуток времени, ограниченный началом и окончанием деятельности по удовлетворению жизненно важными материальными средствами и по оказанию услуг пострадавшему населению по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

Система ПЖОН - совокупность органов управления, сил и средств ПЖОН, входящих в звенья территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенных для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, ПВР и на маршрутах эвакуации.

Управление ПЖОН - заблаговременная подготовка системы ПЖОН к функционированию, а также оперативное управление ПЖОН непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника ЧС, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от последствий ЧС.

Подготовка системы ПЖОН - планирование и проведение органами управления системы ПЖОН комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования.

План мероприятий по ПЖОН - документ, разрабатываемый на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении ЧС и содержащий расчеты необходимых сил, средств и ресурсов для ее ликвидации.

Оперативное управление процессом ПЖОН - решение органами управления системы ПЖОН практических задач по ПЖОН, возникающих в период ликвидации ЧС.

Подсистема ПЖОН - часть системы ПЖОН, реализующая один из его видов.

Орган управления системы ПЖОН - организационная структура системы ПЖОН, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к ПЖОН и оперативного управления этим процессом при возникновении ЧС.

Силы ПЖОН - организации, осуществляющие предоставление населению различных видов ПЖОН.

Служба обеспечения населения в ЧС - функционально-организационная структура системы ПЖОН, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

Средства ПЖОН - коммунально-бытовые и производственные предприятия, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы (запасы) материальных ресурсов, используемые для ПЖОН при возникновении ЧС.

Пункт временного размещения населения, пострадавшего в ЧС (далее - ПВР) - комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для ПЖОН, вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.

Резервы материальных ресурсов для ПЖОН - резервы (запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств) материальных ресурсов для ликвидации ЧС, заблаговременно создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, а также при необходимости привлекаемые ресурсы государственного материального резерва.

Устойчивость системы ПЖОН - способность системы ПЖОН стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения при возникновении ЧС.

Показатель устойчивости системы ПЖОН - отношение возможностей системы ПЖОН по выполнению стоящих перед ней задач после возникновения ЧС.

Готовность системы ПЖОН - состояние готовности системы ПЖОН к действиям в условиях прогнозируемой ЧС.

Показатель готовности системы ПЖОН - отношение возможностей системы ПЖОН к первоочередным потребностям населения при возникновении источников ЧС.

Требования к ПЖОН - совокупность основных условий для выбора, планирования и проведения мероприятий по ПЖОН при возникновении ЧС.

Обеспечение водой - добыча, очистка, хранение, восполнение запасов, транспортирование и распределение воды для удовлетворения потребностей пострадавшего в ЧС населения.

Обеспечение продуктами питания - производство, транспортирование, хранение и распределение продуктов питания для удовлетворения потребностей пострадавшего в ЧС населения, а также привлечение в случае необходимости продовольствия из резервов материальных ресурсов любого уровня в зависимости от масштабов ЧС.

Обеспечение жильем - развертывание стационарных ПВР на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений) или мобильных на базе палаточных городков (полевых лагерей) и модульных зданий (стандартных контейнеров), а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения пострадавшего в ЧС населения.

Обеспечение коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости - удовлетворение минимальных потребностей населения в тепле, освещении, банно-прачечных услугах, удалении бытовых отходов, а также потребностей населения в одежде, обуви, постельных принадлежностях, посуде и моющих средствах.

Медицинское обеспечение - удовлетворение потребностей населения в первой помощи, сортировка пострадавших и оказание им необходимой квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи в зоне ЧС с последующей, при необходимости, эвакуацией в медицинские организации для стационарного лечения.

Санитарно-эпидемиологическое обеспечение - выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Транспортное обеспечение - удовлетворение потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и доставки материальных ресурсов ПЖОН.

Информационное обеспечение - своевременное оповещение населения и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения ЧС, возможных ее последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.

Психологическое обеспечение - оказание экстренной психологической помощи пострадавшему в ЧС населению, проведение фармаколого-психологических и/или реабилитационных мероприятий.

Имущество первой необходимости - минимальный набор непродовольственных товаров бытового назначения, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в ЧС.

В состав имущества первой необходимости могут быть включены:

предметы для хранения и приготовления пищи (холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды);

предметы мебели для приема пищи (стол и стул (табуретка);

предметы мебели для сна (кровать (диван);

предметы средств информирования граждан (телевизор (радио);

предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) (насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).

1.2. Основные принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения

     

1.2.1. Принципы ПЖОН - основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по ПЖОН в ЧС.

1.2.2. При создании и поддержании условий ПЖОН рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:

приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ПЖОН;

рациональное распределение функций по ПЖОН между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;

территориально-производственная (отраслевая) организация ПЖОН;

персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ПЖОН;

заблаговременная подготовка страны (региона) к ПЖОН;

обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;

обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм ПЖОН в зонах ЧС;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»