Статус документа
Статус документа



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И РАБОТЫ ПУНКТОВ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ



Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф.БАРЫШЕВ

20.08.2020 г. N 2-4-71-18-11



Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (далее - Методические рекомендации) содержат основные положения по подготовке территории и рекомендации по действиям органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при решении задач по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, а также основные задачи и рекомендуемый порядок функционирования пунктов временного размещения пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи территориальным органам МЧС России, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в решении вопросов организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения.

Предложенные Методические рекомендации следует применять с учетом особенностей субъектов Российской Федерации и специфичных для них чрезвычайных ситуаций различного характера.

I часть. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основные понятия, термины и определения

     

1.1.1. Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Различают ЧС по характеру источника - природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

1.1.2. Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

1.1.3. Зона бедствия - часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

1.1.4. Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, пораженная либо понесшая материальные убытки в результате возникновения ЧС.

1.1.5. Пораженный в ЧС - человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника ЧС.

1.1.6. Источник ЧС - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.

1.1.7. Жизнеобеспечение населения (далее - ЖОН) в ЧС (далее - ЖОН ЧС) - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

1.1.8. Вид ЖОН ЧС - деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне ЧС.

1.1.9. К видам ЖОН ЧС относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное, психологическое и информационное обеспечение.

1.1.10. Приоритетность и состав необходимых видов ЖОН определяются характером ЧС.

1.1.11. Первоочередные потребности населения в ЧС - набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС.

1.1.12. Первоочередное ЖОН ЧС - это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья граждан в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных.

1.1.13. Период ЖОН ЧС - время, ограниченное началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

1.1.14. Система ЖОН ЧС - структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управления, служб, сил и средств ЖОН ЧС.

1.1.15. Управление ЖОН ЧС - осуществление исполнительной властью и органами местного самоуправления всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, заблаговременной подготовки системы и подсистем ЖОН ЧС к функционированию в ЧС, а также оперативное управление процессом ЖОН ЧС непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника ЧС.

1.1.16. Подготовка системы ЖОН ЧС - планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы ЖОН ЧС.

1.1.17. Оперативное управление процессом ЖОН ЧС - решение органами управления системы ЖОН ЧС практических задач по ЖОН, возникающих в период ликвидации чрезвычайной ситуации.

1.1.18. Подсистема ЖОН ЧС - часть системы ЖОН ЧС, реализующая один из его видов.

1.1.19. Орган управления системы ЖОН ЧС - организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к ЖОН и оперативного управления этим процессом при возникновении ЧС.

1.1.20. Силы ЖОН ЧС - подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов услуг ЖОН ЧС.

1.1.21. Служба обеспечения населения в ЧС - функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

1.1.22. Средства ЖОН ЧС - коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в ЧС.

1.1.23. Мобильный комплекс первоочередного ЖОН в зоне ЧС - совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны ЧС на различных видах транспорта, предназначенных для снабжения пострадавшего населения первоочередными жизненно важными материальными средствами и (или) коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, а также медицинским обеспечением.

1.1.24. Резерв материальных ресурсов для ЖОН ЧС - запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для ЖОН ЧС.

1.1.25. Устойчивость системы ЖОН ЧС - способность системы ЖОН ЧС стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения ЧС.

1.1.26. Показатель устойчивости системы ЖОН ЧС - отношение возможностей системы ЖОН ЧС по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации к ее возможностям до возникновения ЧС.

1.1.27. Готовность системы ЖОН ЧС - состояние готовности системы ЖОН ЧС к действиям в условиях прогнозируемых ЧС.

1.1.28. Показатель готовности системы ЖОН ЧС - отношение возможностей системы ЖОН ЧС к первоочередным потребностям населения при возникновении поражающих факторов и воздействии вероятных для данного региона источников чрезвычайной ситуации.

1.1.29. Требования к первоочередному ЖОН ЧС - совокупность основных условий практической направленности, из которых следует исходить при выборе, планировании и проведении мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

1.2. Основные принципы организации первоочередного жизнеобеспечения населения

     

1.2.1. Принципы ЖОН ЧС - основные исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при выборе, планировании и реализации мероприятий по первоочередному ЖОН в ЧС.

1.2.2. При создании и поддержании условий ЖОН ЧС населения рекомендуется соблюдать следующие его основные принципы:

- приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;

- рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;

- территориально-производственная (отраслевая) организация ЖОН ЧС;

- персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;

- заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;

- обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;

- обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС;

- первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;

- открытость процесса ЖОН ЧС за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной помощи;

- способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.

1.2.3. Основным объектом первоочередного ЖОН ЧС является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

1.2.4. Первоочередному ЖОН подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.

1.2.5. Вопросы первоочередного ЖОН, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления региональных итерриториальных подсистем РСЧС.

1.2.6. Главной целью первоочередного ЖОН ЧС является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

1.2.7. Организацию первоочередного ЖОН рекомендуется осуществлять постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

1.2.8. Первоочередное ЖОН ЧС рекомендуется осуществлять силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

1.2.9. Подготовку территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС рекомендуется осуществлять заблаговременно.

1.2.10. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН рекомендуется проводить с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории.

1.2.11. Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН рекомендуется определять исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

1.2.12. Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах ЧС, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, рекомендуется осуществлять, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.

1.3. Общие рекомендуемые требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения

     

1.3.1. Разработку планов мероприятий по первоочередному ЖОН ЧС рекомендуется проводить в режиме повседневной деятельности органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф.

1.3.2. Органам управления региональных и территориальных подсистем РСЧС, уполномоченным на решение задач жизнеобеспечения населения, рекомендуется знать возможную обстановку, которая может сложиться на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного ЖОН ЧС.

1.3.3. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организации первоочередного ЖОН в зонах бедствия и районах эвакуации, рекомендуется оснастить соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения ЧС.

1.3.4. Первоочередное ЖОН рекомендуется организовать с учетом принципов своевременности и комплексности, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жизнеобеспечения.

1.3.5. Все мероприятия по первоочередному ЖОН рекомендуется состыковывать по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

1.3.6. При выборе мероприятий рекомендуется исходить из минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их реализацию.

1.3.7. При организации первоочередного ЖОН по всем его видам органам управления региональных и территориальных подсистем РСЧС рекомендуется руководствоваться основными положениями и требованиями законодательных и нормативных документов, перечисленных в приложении N 13.

1.3.8. При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного ЖОН рекомендуется разрабатывать на все возможные случаи возникновения чрезвычайных ситуаций, а оценку возможностей и подготовленность - для крупномасштабных ЧС.

1.3.9. В режиме повседневной деятельности всех подсистем РСЧС рекомендуется обеспечивать постоянную готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному ЖОН в случае возникновения на территории ЧС.

1.3.10. При планировании мероприятий по первоочередному ЖОН рекомендуется учитывать специфику их организации при различных источниках возникновения ЧС, влияние фактора времени на потери населения, заблаговременно разрабатывать механизм управления всеми силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.

1.4. Общие вопросы организации первоочередного жизнеобеспечения населения

     

1.4.1. Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющее уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs