МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 ноября 2022 года N 841

Об утверждении положений о функциональных подсистемах информационно-технологической инфраструктуры и электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2020, N 2, ст.180),

приказываю:

1. Утвердить:

Положение о функциональной подсистеме информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

Положение о функциональной подсистеме электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 342 "Об утверждении Положений о функциональных подсистемах информационно-технологической инфраструктуры и электросвязи и почтовой связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2012 г., регистрационный N 23319).

Министр
М.И.Шадаев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

22 мая 2023 года,

регистрационный N 73387

Приложение N 1
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 9 ноября 2022 года N 841



Положение о функциональной подсистеме информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС).

2. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).

3. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) и подведомственных Министерству организаций, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий (далее - организации), и действует на федеральном уровне.

4. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС действует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации с учетом федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанного в соответствии с пунктом 2.3 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 14, ст.2028) и пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2020, N 2, ст.180) (далее - Положение о РСЧС).

5. В режиме повседневной деятельности действуют Служба ответственных дежурных Министерства и Ситуационный центр Министерства, являющийся структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения "Связист" (далее - Ситуационный центр Министерства).

6. В режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора и организаций.

7. Финансовое обеспечение деятельности Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и организаций в соответствии с пунктом 34 Положения о РСЧС.

II. Цель, задачи и функции Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС

 

8. Целью Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС является обеспечение информационного обмена сведениями о целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования и сети почтовой связи, в том числе при возникновении аварийных (нештатных) и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9. Задачами Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС являются:

обеспечение органов управления РСЧС оперативной информацией о технологических нарушениях, авариях, нештатных, чрезвычайных ситуациях или иных событиях, оказывающих воздействие на функционирование сетей связи;

обеспечение оперативного информационного обмена сведениями о функционировании сети связи общего пользования и сети почтовой связи между федеральными органами исполнительной власти, организациями и операторами связи в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности или при возникновении аварийных (нештатных) и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

информационная поддержка проведения мероприятий по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования и сети почтовой связи в режиме повышенной готовности или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10. К функциям Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС относятся:

сбор и обработка информации о функционировании сетей связи, в том числе в режиме повышенной готовности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

обмен информацией о функционировании сетей связи, в том числе в режиме повышенной готовности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

сбор и обработка информации о технологических нарушениях, авариях, нештатных, чрезвычайных ситуациях или иных событиях, которые влияют или могут повлиять на функционирование сетей связи, или угрозе их возникновения;

прогнозирование возникновения или развития ситуаций, оказывающих влияние на функционирование сети связи общего пользования;

обеспечение координации деятельности операторов связи при введении автоматического межсетевого роуминга для обеспечения непрерывности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;

мониторинг и анализ информации о проведении мероприятий по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.

III. Организация управления Функциональной подсистемой информационно-технологической инфраструктуры РСЧС

 

11. Для управления Функциональной подсистемой информационно-технологической инфраструктуры РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

12. Координационным органом является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее - Комиссия). Комиссия создается в соответствии с Положением о РСЧС.

13. Постоянно действующими органами управления являются структурные подразделения (работники) Министерства, Роскомнадзора, уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

14. Органами повседневного управления являются Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.

15. Служба ответственных дежурных Министерства осуществляет информационное взаимодействие с МЧС России в рамках своих полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

16. Ситуационный центр Министерства в рамках своих полномочий осуществляет консолидацию сведений и своевременное информирование МЧС России и Службы ответственных дежурных Министерства о состоянии сети связи общего пользования и почтовой связи в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

17. Служба ответственных дежурных Министерства и Ситуационный центр Министерства при выполнении своих функций в рамках Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС взаимодействуют с Комиссией.

18. На федеральном уровне реагирования действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.

IV. Состав сил и средств Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС

 

19. В состав сил Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС входят Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства в части обеспечения информационного обмена, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора и организаций.

20. К средствам Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС относятся информационные системы Ситуационного центра Министерства и информационные ресурсы Министерства, необходимые для осуществления (обеспечения) мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

V. Режимы работы Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС

 

21. Режимы работы Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС устанавливаются в соответствии с Положением о РСЧС.

22. Органы управления и силы Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС действуют в следующих режимах:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

23. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС осуществляются в соответствии с Положением о РСЧС.

24. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме повседневной деятельности:

сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории Российской Федерации;

обмен информацией о функционировании сетей связи на территории Российской Федерации;

прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций, способных повлиять на функционирование сетей связи;

систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.

25. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме повышенной готовности:

сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;

обмен информацией о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;

прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций, способных повлиять на функционирование сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;

оперативная систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.

26. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме чрезвычайной ситуации:

сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим чрезвычайной ситуации;

обмен информацией о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим чрезвычайной ситуации;

прогнозирование влияния источников чрезвычайных ситуаций на функционирование сетей связи;

обеспечение координации деятельности операторов связи при введении автоматического межсетевого роуминга для обеспечения непрерывности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;

оперативная систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.

VI. Информационное взаимодействие функциональных подсистем в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

27. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе двусторонних соглашений об информационном обмене и регламентов информационного обмена для организации информационного взаимодействия в соответствии с Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907), и в соответствии с:

пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2022, N 45, ст.7668);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»