ПНСТ 772-2022
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
Общие требования
Safety in emergencies. Safe city. Forecasting the impact of the outbreak of mass disturbances. General requirements
ОКС 13.200
Срок действия с 2023-07-01
до 2026-07-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Национальный Центр Информатизации" (ООО "НЦИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2022 г. N 137-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: info@ncinform.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации прогнозирования и порядку прогнозирования массовых беспорядков на контролируемой территории населенного пункта (КТ НП) с использованием прогнозной аналитической модели (ПАМ) в составе аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (АПК "Безопасный город"), в качестве математической основы моделирования которой используют байесовские классификаторы.
Настоящий стандарт не содержит указаний по применению конкретных байесовских классификаторов.
Настоящий стандарт не распространяется на ПАМ, использующие для прогнозирования массовых беспорядков другие математические или аналитические методы.
Положения настоящего стандарта предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, научно-исследовательскими и другими организациями, участвующими в проектировании, разработке, внедрении в промышленную эксплуатацию и эксплуатации АПК "Безопасный город".
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска
ГОСТ Р ИСО 3534-1 Статистические методы. Словарь и условные обозначения. Часть 1. Общие статистические термины и термины, используемые в теории вероятностей
ПНСТ 761-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасный город. Термины и определения
ПНСТ 762-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасный город. Типовая прогнозная аналитическая модель с использованием метода Байеса. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ПНСТ 761-2022, ПНСТ 762-2022, ГОСТ Р ИСО 3534-1, ГОСТ Р 58771, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вероятность возникновения массовых беспорядков: Математическая величина возможности появления необходимых и достаточных условий возникновения массовых беспорядков.
3.2 возникновение массовых беспорядков: Результат происходящих процессов, совокупность которых приводит к массовым беспорядкам.
3.3
демонстрация: Организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. |
3.4 зона массовых беспорядков и несанкционированных публичных мероприятий: Территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов массовых беспорядков и (или) проводят действия по локализации и пресечению массовых беспорядков, выявлению и задержанию зачинщиков.
3.5 конфликт: Особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
3.6 конфликтная ситуация в ходе проведения спортивно-массовых мероприятий (между болельщиками): Групповое (с участием двух и более лиц со стороны болельщиков одной спортивной команды) нарушение общественного порядка, образующее состав административного правонарушения либо преступления.
3.7 контролируемая территория населенного пункта; КТ НП: Территория населенного пункта, оборудованная средствами видеонаблюдения и акустического контроля, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов массовых беспорядков и (или) проводят действия по локализации и пресечению массовых беспорядков и несанкционированных публичных мероприятий, а также по выявлению и задержанию зачинщиков.
3.8 локализация массовых беспорядков: Действия, направленные на предотвращение распространения массовых беспорядков.
3.9 ликвидация массовых беспорядков: Действия, направленные на прекращение массовых беспорядков.
3.10 массовые беспорядки; МБ: Противоправное общественно опасное деяние против общественной безопасности, заключающееся в организации мероприятий и участии в них, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти.
3.11 межэтнический конфликт: Конфликт между представителями этнических общин, проживающих в непосредственной близости в государстве или на части территории этого или соседнего с ним государства.
3.12
митинг: Массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. |
3.13 мониторинг протестной активности: Комплекс мер, включающий в себя: наблюдение и контроль за протестной активностью; организацию системы обнаружения массовых беспорядков и несанкционированных публичных мероприятий, системы наблюдения за их развитием; прием и учет сообщений о массовых беспорядках и несанкционированных публичных мероприятиях, а также оповещение населения и правоохранительных органов об опасности специализированными диспетчерскими службами.
3.14 наблюдаемая территория населенного пункта; НТ НП: Территория населенного пункта, результаты наблюдения за которой используют для обучения прогнозной и аналитической модели.
3.15 обнаружение массовых беспорядков: Установление факта и места возникновения массовых беспорядков.
3.16
объект защиты: Продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. |
3.17 опасный фактор массовых беспорядков: Фактор массовых беспорядков, воздействие которого приводит к нанесению физического или психологического вреда человеку или группе лиц, а также к материальному ущербу.
3.18 политический конфликт: Проявление и результат конкретного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп, политических партий, движений, религиозных объединений), оспаривающих друг у друга распределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ.
3.19
пикетирование: Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции. |
3.20 протестная активность: Оценка роста (снижения), относительно предыдущих аналогичных временных периодов, количества зарегистрированных административных правонарушений (преступлений) против общественной безопасности, правопорядка и органов государственной власти.
3.21 протестный потенциал: Совокупность факторов, структурирующихся вокруг выражения различных форм недовольства субъектов социального действия в различных сферах общества.
3.22 причина массовых беспорядков: Явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение массовых беспорядков.
3.23
публичное мероприятие: Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. |
3.24 религиозный конфликт: Острое столкновение индивидов или их групп через несовпадение взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности; такие конфликты могут проявляться в форме споров и разногласий, конкуренции и конфронтации, борьбы и религиозной вражды, вызванных религиозным фанатизмом.
3.25 развитие массовых беспорядков: Увеличение зоны массовых беспорядков и/или вероятности воздействия опасных факторов массовых беспорядков.
3.26
регламент проведения публичного мероприятия: Документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств. |
3.27 социальный конфликт: Наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
3.28
собрание: Совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. |
3.29 субъекты защиты: Лица, для которых осуществляются мероприятия по их защите от различных поражающих факторов или по обеспечению общественной безопасности, при этом для субъектов защиты в зависимости от угрозы осуществляется деятельность по защите их здоровья, прав и законных интересов в случае возникновения угрозы.
3.30
уведомление о проведении публичного мероприятия: Документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом [1], сообщается информация о проведении публичного мероприятия, в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. |