ГОСТ 32402-2022
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ
Определение температуры замерзания автоматическим лазерным методом
Aviation fuels. Determination of freezing point by automatic laser method
МКС 75.160.20
Дата введения 2023-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ"), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 031 "Нефтяные топлива и смазочные материалы" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2022 г. N 154-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1118-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32402-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2023 г.
5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D7153-15е1* "Стандартный метод определения температуры замерзания авиационных топлив (автоматический лазерный метод)" ["Standard test method for freezing point of aviation fuels (automatic laser method)", IDT].
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Стандарт разработан Комитетом ASTM D02 "Нефтепродукты и смазочные материалы", и непосредственную ответственность за метод несет Подкомитет D02.07 "Свойства текучести".
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.
Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала
6 ВЗАМЕН ГОСТ 32402-2013
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения температуры, ниже которой в топливах для авиационных газотурбинных двигателей могут образовываться твердые кристаллы углеводородов.
1.2 Настоящий метод можно использовать для определения температуры замерзания в диапазоне от минус 80°C до плюс 20°C. Однако результаты межлабораторных испытаний, приведенные в 12.4, были получены на топливах с температурой замерзания от минус 60°C до минус 42°C.
1.3 Значения, приведенные в единицах системы СИ, являются стандартными.
1.4 Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил безопасности и охраны труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
_______________
Уточнить ссылки на стандарты ASTM можно на сайте ASTM www.astm.org или в службе поддержки клиентов ASTM service@astm.org. Информация о томе ежегодного сборника стандартов ASTM (Annual Book of ASTM Standards) приведена на странице сводной информации о стандарте на сайте ASTM.
ASTM D2386, Test method for freezing point of aviation fuels (Метод определения температуры замерзания авиационных топлив)
ASTM D4057, Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Практика по ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов)
ASTM D4177, Practice for automatic sampling of petroleum and petroleum products (Практика по автоматическому отбору проб нефти и нефтепродуктов)
IP 16, Determination freezing point of aviation fuels (Определение температуры замерзания авиационных топлив)
_______________
Ежегодный сборник стандартов IP, том 1. Доступен в Институте энергетики, 61 New Cavendish St., Лондон, WIG 7AR, U.K.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Общий термин:
3.1.1 температура замерзания авиационных топлив (freezing point): Температура топлива, при которой твердые кристаллы углеводорода, образовавшиеся при охлаждении, исчезают при повышении температуры топлива в определенных условиях испытания.
3.2 Специальный термин:
3.2.1 автоматический лазерный метод (automatic laser method): Процедура автоматического охлаждения жидкого образца авиационного топлива до образования твердых кристаллов углеводородов с последующим регулируемым нагревом и регистрацией температуры, при которой кристаллы углеводородов полностью переходят в жидкую фазу.
3.3 Обозначения:
Cd - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором кристаллов в образце обнаруживают появление твердых кристаллов;
Co - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором помутнения в образце обнаруживают помутнение;
Do - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором помутнения в образце обнаруживают исчезновение помутнения.
4.1 Охлаждают образец со скоростью (10±5)°C/мин при постоянном облучении источником лазерного света и контролируют оптическим детектором кристаллов и оптическим детектором помутнения для определения образования первых кристаллов твердых углеводородов. Как только кристаллы углеводородов определены обоими оптическими детекторами, начинают нагревать образец со скоростью (3,0±0,5)°C/мин. После исчезновения первоначального помутнения в образце его нагревают со скоростью (12±1)°C/мин. Регистрируют температуру образца, при которой детектор кристаллов показывает переход последних кристаллов углеводородов в жидкую фазу, как температуру замерзания.
4.2 При определенных условиях аппарат обеспечивает повторное нагревание образца приблизительно до 10°C, затем охлаждение со скоростью, указанной в 4.1, до тех пор, пока детектором кристаллов не будут обнаружены кристаллы углеводородов. Затем образец нагревают со скоростью (12±1)°C/мин до перехода последних кристаллов углеводородов в жидкую фазу. Регистрируют температуру образца, при которой детектор кристаллов показывает переход последних кристаллов углеводородов в жидкую фазу, как температуру замерзания.
5.1 Температура замерзания авиационного топлива - это самая низкая температура, при которой в топливе отсутствуют твердые кристаллы углеводородов, наличие которых в топливной системе самолета может ограничить поток топлива через фильтры. Температура топлива в баке самолета обычно снижается за время полета в зависимости от скорости, высоты и длительности полета. Температура замерзания топлива всегда должна быть ниже минимальной рабочей температуры топлива.
5.2 Операции смешивания топлива (добавление присадок) требуют точного измерения температуры замерзания.