Статус документа
Статус документа


ГОСТ 32402-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ

Определение температуры кристаллизации автоматическим лазерным методом

Aviation fuels. Determination of freezing point by automatic laser method

МКС 75.080

         75.100

Дата введения 2015-01-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте     

1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1872-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32402-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

       5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 7153-05* (2010) "Стандартный метод определения температуры кристаллизации авиационных топлив (автоматический лазерный метод)" ["Standard test method for freezing point of aviation fuels (automatic laser method)", IDT].

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Стандарт разработан Комитетом ASTM D02 "Нефтепродукты и смазочные материалы", и непосредственную ответственность за разработку стандарта несет Подкомитет D02.07 "Свойства текучести".

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта ASTM для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения температуры, ниже которой в топливах для авиационных газотурбинных двигателей могут образовываться твердые кристаллы углеводородов.

1.2 Настоящий метод можно использовать для определения температуры кристаллизации в диапазоне от минус 80°С до 20°С. Однако результаты межлабораторных испытаний, приведенные в 12.4, были получены на топливах с температурой кристаллизации от минус 60°С до минус 42°С.

1.3 Значения, приведенные в единицах системы СИ, являются стандартными.

1.4 Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

2.1 Стандарты ASTM

________________

Уточнить ссылки на стандарты ASTM можно на сайте ASTM www.astm.org или в службе поддержки клиентов ASTM: service@astm.org. В информационном томе ежегодного сборника стандартов (Annual book of ASTM standards) следует обращаться к сводке стандартов ежегодного сборника стандартов на странице сайта.


ASTM D 2386, Test method for freezing point of aviation fuels (Метод определения температуры кристаллизации авиационных топлив)

ASTM D 4057, Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Практика no ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов)

ASTM D 4177, Practice for automatic sampling of petroleum and petroleum products (Практика no автоматическому отбору проб нефти и нефтепродуктов)

     2.2 Стандарт Энергетического института:

IP 16 Determination freezing point of aviation fuels (Определение температуры кристаллизации авиационных топлив)

     3 Термины, определения и обозначения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 Общий термин

3.1.1 температура кристаллизации авиационных топлив (freezing point): Температура топлива, при которой твердые кристаллы углеводорода, образовавшиеся при охлаждении, исчезают при повышении температуры топлива в определенных условиях испытания.

3.2 Специальный термин:

3.2.1 автоматический лазерный метод (automatic laser method): Процедура автоматического охлаждения жидкого образца авиационного топлива до образования твердых кристаллов углеводородов с последующим регулируемым нагревом и регистрацией температуры, при которой кристаллы углеводородов полностью переходят в жидкую фазу.

3.3 Обозначения:

Cd - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором кристаллов в образце обнаруживают появление твердых кристаллов;

Co - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором помутнения в образце обнаруживают помутнение;

Do - температура образца, при которой в определенных условиях испытания оптическим детектором помутнения в образце обнаруживают исчезновение помутнения.

     4 Сущность метода

4.1 Образец охлаждают со скоростью (10±5)°С/мин при постоянном облучении источником лазерного света и контролируют оптическим детектором кристаллов и оптическим детектором помутнения для определения образования первых кристаллов твердых углеводородов. Как только кристаллы углеводородов определены обоими оптическими детекторами, образец начинают нагревать со скоростью (3,0±0,5°С/мин). После исчезновения первоначального помутнения в образце его нагревают со скоростью (12±1)°С/мин.

Температуру образца, при которой детектор кристаллов показывает переход последних кристаллов углеводородов в жидкую фазу, регистрируют как температуру кристаллизации.

4.2 При определенных условиях аппарат обеспечивает повторное нагревание образца приблизительно до 10°С, затем охлаждение со скоростью, указанной в 4.1, до тех пор, пока детектором кристаллов не будут обнаружены кристаллы углеводородов. Затем образец нагревается со скоростью (12±1)°С/мин до расплавления последних кристаллов углеводородов. Температуру образца, при которой детектор кристаллов показывает расплавление последних кристаллов углеводородов, регистрируют как температуру кристаллизации.

     5 Назначение и использование

5.1 Температура кристаллизации авиационного топлива - это самая низкая температура, при которой в топливе отсутствуют твердые кристаллы углеводородов, наличие которых в топливной системе самолета может ограничить поток топлива через фильтры. Температура топлива в баке самолета во время полета обычно снижается в зависимости от скорости, высоты и длительности полета. Температура кристаллизации топлива всегда должна быть ниже минимальной рабочей температуры топлива.

5.2 Операции смешивания топлива требуют точного измерения температуры кристаллизации.

5.3 Результаты по настоящему методу испытания выражают с точностью до 0,1°С; испытание по настоящему стандарту позволяет сократить время работы оператора и исключает некоторые требования, необходимые для выполнения испытания по ASTM D 2386.

5.4 Если в спецификации на топливо указан метод по ASTM D 2386, его не следует заменять настоящим методом испытания или другим методом.

     6 Аппаратура

6.1 Испытательный автоматический аппарат (далее - аппарат)

________________

Единственным известным аппаратом в настоящее время является модель ISL model FZP 5G2s series Freezing Point Analyzer, можно заказать в РАС - ISL., ВР 70285 - VERSON, 14653 CARPIQUET Cedex, France.


Аппарат состоит из управляемой микропроцессором испытательной камеры, обеспечивающей охлаждение и нагревание пробы, двух оптических детекторов, контролирующих помутнение, появление и исчезновение кристаллов, устройства измерения температуры пробы. Подробное описание аппарата приведено в приложении А1.

6.2 Аппарат оборудован ячейкой для образца, оптическими детекторами, источником лазерного света, цифровым дисплеем, системами охлаждения и нагревания и устройством измерения температуры пробы.

6.3 Устройство измерения температуры пробы в камере для образца должно обеспечивать измерение температуры в диапазоне от минус 80°С до 20°С с разрешением 0,1°С и точностью до 0,1°С.

6.4 Аппарат должен обеспечивать охлаждение пробы со скоростью (10±5)°С/мин, нагревание образца со скоростью (3,0±0,5) и (12±1)°С/мин в диапазоне температур от минус 80°С до 20°С.

Примечание 1 - Описанная аппаратура запатентована.

Примечание 2 - Программное обеспечение, используемое в аппаратуре, является версией V 5.3.

6.5 Стандартный шприц, обеспечивающий ввод примерно (10±2) см пробы, с наконечником или адаптером, который устанавливают в входное отверстие испытательной ячейки. Можно использовать одноразовый шприц вместимостью 10 см с коническим соединением типа Люэра.

6.6 Контейнер-приемник для отходов, обеспечивающий сбор избыточного количества пробы при его вводе в испытательную ячейку. Можно использовать стандартный стеклянный химический стакан вместимостью 400 см.

     7 Отбор проб

7.1 Пробу отбирают по ASTM D 4057 или ASTM D 4177.

7.2 Для каждого испытания требуется не менее 30 см образца.

     8 Подготовка аппарата

8.1 Аппарат для работы готовят в соответствии с инструкциями изготовителя.

8.2 Включают питание анализатора.

     9 Калибровка и стандартизация

9.1 Калибровка механической и электронной систем и эксплуатация аппарата - по инструкциям изготовителя.

9.2 Для проверки рабочих характеристик аппарата можно использовать образец топлива для авиационных газотурбинных двигателей, для которого был получен большой набор результатов испытаний по ASTM D 2386. Этому критерию должны соответствовать образцы, используемые в межлабораторной программе сравнительных испытаний ASTM. Такие контрольные образцы можно подготовить на основе сравнительных испытаний.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs