Статус документа
Статус документа

ПНСТ 633-2022

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

КООПЕРАТИВНЫЕ АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ

Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания

Intelligent transport systems. Cooperative adaptive cruise control systems. Performance requirements and test procedures



ОКС 03.220.20

Срок действия с 2022-08-01

до 2025-08-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТранснавиСофт" (ООО "ТранснавиСофт") совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"


(Поправка. ИУС N 7-2022).

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 февраля 2022 г. N 7-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 20035-2019* "Интеллектуальные транспортные системы. Кооперативные адаптивные системы круиз-контроля. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания" (ISO "Intelligent transport systems - Cooperative adaptive cruise control systems - Performance requirements and test procedures", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.     

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35 и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)



ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2022 год, введенная в действие с 29.05.2022

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение


Система кооперативного адаптивного круиз-контроля (КАКК) является усовершенствованием системы адаптивного круиз-контроля (АКК), позволяющей обмениваться информацией по беспроводной связи с окружающими транспортными средствами и/или инфраструктурой для расширения возможностей активного зондирования окружающей среды (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Функциональные элементы системы кооперативного адаптивного круиз-контроля

Система использует такие данные, как дальность до транспортных средств, движущихся впереди, данные о самом транспортном средстве, данные, получаемые по радио от других окружающих транспортных средств и от инфраструктуры. По результатам обработки получаемых данных система формирует информацию, необходимую для продольного управления транспортным средством с помощью органов управления дроссельной заслонкой и тормозом. Система также формирует информацию о состоянии КАКК для передачи водителю.

Системы адаптивного круиз-контроля можно сделать кооперативными системами адаптивного круиз-контроля, добавив им возможности связи между транспортными средствами (V2V) и/или между инфраструктурой и транспортным средством (I2V), а также возможности регулирования функций системы. Регулирование функций системы осуществляется на основе использования информации, полученной с помощью системы связи, например с помощью выделенной связи ближнего действия (DSRC) или другого принятого вида связи ближнего действия (см. рисунок 2).

Связь V2V может обеспечивать систему АКК частыми обновлениями скорости, ускорения и управления (дроссельной заслонки и тормозами) нескольких транспортных средств, движущихся вблизи автомобиля, оборудованного системой КАКК. Это обеспечивает следующие улучшения производительности по сравнению с АКК:

Рисунок 2 - Функциональные дополнения КАКК к АКК

- высокоточное и плавное регулирование интервала следования за двигающимся впереди транспортным средством;

- значительно более быстрое реагирование на изменение скорости несколькими двигающимися впереди транспортными средствами, а не только транспортным средством, непосредственно опережающим рассматриваемое транспортное средство;

- установка более короткого интервала следования за двигающимся впереди транспортным средством без ущерба для безопасности, уверенности и комфорта водителя.

Улучшения производительности дают следующие преимущества:

- повышенная уверенность водителя в реакции системы приводит к желанию выбирать более короткие интервалы между движущимися транспортными средствами и использовать АКК в более широком диапазоне условий движения;

- меньшее количество случаев встраивания других транспортных средств при более коротких интервалах движения может сделать АКК приемлемым для более широкого круга водителей;

- значительно снижается количество нарушений движения транспортного потока, улучшается динамика транспортного потока и, следовательно, сокращается использование энергии и выбросов;

- значительно увеличивается эффективная пропускная способность на полосе движения скоростной дороги.

Связь I2V может предоставить системе АКК входные данные от локальной системы управления движением, которая определяет рекомендуемые значения для заданной скорости и временного интервала до следующего впереди транспортного средства. Эти данные могут быть использованы для повышения эффективности стратегий управления движением на автомагистралях с ограниченным доступом, где можно определить параметры скорости и интервала движения транспортных средств, которые могут максимизировать эффективную пропускную способность участка магистрали, являющегося узким местом. Когда транспортные средства, оборудованные КАКК, следуют этим рекомендациям, полученным по связи I2V, общая пропускная способность транспортного потока может быть оптимизирована с минимальным активным вмешательством водителей транспортных средств (кроме действий, связанных с принятием решения следовать указаниям, полученным от инфраструктуры). Это означает, что рассматриваемое транспортное средство двигается более плавно, с меньшим ускорением и торможением и более низким энергопотреблением. На скоростной дороге в целом достигается более высокая эффективная пропускная способность, уменьшается энергопотребление, снижается количество загрязнений, а также уменьшаются задержки движения.

     1 Область применения

Система кооперативного адаптивного круиз-контроля (КАКК) является результатом расширения существующей стратегии управления адаптивным круиз-контролем (АКК). Основным отличием данной системы является то, что она использует беспроводную связь с двигающимися впереди транспортными средствами (V2V) и/или инфраструктурой (I2V).

Данные V2V для нескольких транспортных средств и данные инфраструктуры I2V являются предметом рассмотрения данного документа. Когда используются данные V2V, КАКК может обеспечить более короткие интервалы времени между транспортными средствами и более точный контроль этих интервалов, что позволяет увеличить пропускную способность скоростной дороги и снизить расход топлива. КАКК также может получать данные от объектов инфраструктуры, такие как рекомендуемая скорость и рекомендуемый интервал движения, для улучшения параметров транспортного потока и повышения безопасности.

В этом документе рассматриваются два типа систем КАКК: V2V и I2V. Оба требуют активного зондирования окружающей среды транспортным средством с использованием, например, радарных, лидарных или видеосистем. Комбинированные V2V и I2V КАКК в этом документе не представлены.

В этом документе рассматриваются следующие темы:

- классификация типов систем КАКК;

- определение требований к производительности для каждого типа систем КАКК;

- схема переходов состояний системы КАКК;

- минимальный набор требований к беспроводным данным;

- процедуры испытаний.

Система КАКК:

- осуществляет только продольный контроль скорости автомобиля;

- использует стратегию контроля интервала движения, аналогичную стратегии системы АКК (САКК);

- имеет те же критерии участия в управлении, что и АКК.

Согласованные стратегии управления группами транспортных средств, такие как платунинг (platooning), в которых контроллеры транспортных средств основывают свои действия по контролю на том, как они влияют на другие транспортные средства, и которые могут удерживать очень короткий интервал между транспортными средствами, не входят в сферу применения этого документа.

Система КАКК работает под контролем водителя. Ответственность за безопасность движения остается за водителем.

Этот документ применим к автотранспортным средствам, включая легкие и тяжелые транспортные средства.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 58824 Интеллектуальные транспортные системы. Системы адаптивного круиз-контроля. Требования к эксплуатационным характеристикам и методы испытания

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 управление активным торможением: Функция применения тормозов без участия водителя, в рассматриваемом случае под управлением системы КАКК.

3.2 адаптивный круиз-контроль: Усовершенствованная система обычного круиз-контроля, позволяющая рассматриваемому ТС, оборудованному КАКК, следовать за целевым ТС на безопасном расстоянии, управляя двигателем, трансмиссией и тормозами.

3.3 тормоз: Устройство, в котором возникающие силы препятствуют продолжению движения транспортного средства.

Примечание - Тормоз может быть следующего типа: фрикционный тормоз (когда силы возникают в результате трения движущихся относительно друг друга двух частей транспортного средства); электрический тормоз (когда силы возникают в результате электромагнитного действия между двумя частями транспортного средства, движущихся относительно друг друга, но не в контакте друг с другом); гидравлический тормоз (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя частями транспортного средства, движущегося относительно друг друга); двигатель, выполняющий роль тормоза (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя, передающегося на колеса).

3.4 состояния системы кооперативного адаптивного круиз-контроля: Режимы работы системы, представленные тремя состояниями.

Примечание - Согласно 6.1.4 и рисунку 4.

3.5 расстояние между транспортными средствами: Расстояние от задней поверхности впереди идущего транспортного средства до передней поверхности рассматриваемого транспортного средства.

3.6 подключенный автомобиль: Любое транспортное средство, которое имеет систему беспроводной связи V2X и передает сообщения по стандартному протоколу.

3.7 система круиз-контроля: Система, способная поддерживать скорость транспортного средства, которую установил водитель.

3.8 впереди идущее транспортное средство: Транспортное средство, движущееся впереди рассматриваемого транспортного средства, двигающееся в том же направлении, находящееся в поле обзора САКК рассматриваемого транспортного средства.

3.9 рассматриваемое транспортное средство; РТС: ТС категорий M и N, обладающее уровнем автоматизации 0-2 и оборудованное САКК.

3.10 свободный транспортный поток: Плавно движущийся транспортный поток, в котором исключены режимы движения stop and go и резкие торможения.

3.11 категория тяжелых транспортных средств: Одиночное транспортное средство или комбинация транспортных средств, определенных в качестве категории 1-2 или категории 2.

Примечания

1 Категории ТС определены на Всемирном форуме для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) TRANS/WP.29/1045 Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs