ГОСТ Р 59983-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
СООРУЖЕНИЯ ПРОТИВОНАЛЕДНЫЕ
Правила проектирования
Automobile roads of general use. Anti-ice structures. Design rules
ОКС 93.080.01
Дата введения 2022-03-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО-ПРОЕКТ" (ООО "ГЕО-ПРОЕКТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 января 2022 г. N 12-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на проектируемые противоналедные сооружения на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенные для обеспечения их сохранности, непрерывного функционирования и повышения безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования противоналедных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования в местах негативного влияния наледей на автомобильную дорогу и дорожные сооружения на ней.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 27751 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 32836 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
ГОСТ 32847 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий
ГОСТ 32868 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий
ГОСТ 32869 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий
ГОСТ 32955 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования
ГОСТ 33068 Материалы геосинтетические для дренажных систем. Общие технические требования
ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях
ГОСТ 33177 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий
ГОСТ Р 21.101 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
СП 33-101-2003 "СНиП 2.01.14-83 Определение основных расчетных гидрологических характеристик"
СП 35.13330 2011 "СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы"
СП 103.13330.2012 "СНиП 2.06.14-85 Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод"
СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"
СП 445.1325800.2018 Водопропускные трубы и системы водоотвода в районах вечной мерзлоты. Правила проектирования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 гололедное воздействие: Воздействие нарастающего гололеда, рассматриваемое как нагрузка от собственного веса гололеда.
3.2
системы инженерной защиты территории от затопления и подтопления: Гидротехнические сооружения различного назначения, объединенные в единую систему, обеспечивающую инженерную защиту территории от затопления и подтопления. [СП 104.13330.2016, статья 3.12] |
3.3 тепловой пояс: Сооружения, предназначенные для перехвата подземной или грунтовой воды и ее безналедного отвода от ограждаемого объекта в течение морозного периода.
3.4
каптаж: Колодец или приемная камера для сбора подземных родниковых вод в местах их выхода на поверхность. [ГОСТ 33149-2014, пункт 3.7] |
3.5 клетчатка вероятностей: Специальные клетчатки с прямоугольной системой координат, построенные таким образом, что на них спрямляются (полностью или частично) различные кривые обеспеченности.
3.6
наледи: Слоистые ледяные массивы на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, возникшие при замерзании периодически изливающихся природных или техногенных вод. [ГОСТ 33149-2014, пункт 3.14] |
4.1.1 Автомобильные дороги, расположенные в I дорожно-климатической зоне и районах распространения вечной мерзлоты, подвержены опасным природным или техногенным процессам и явлениям на этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации.
4.1.2 При проектировании автомобильных дорог в таких районах согласно регламенту [1] необходимо предусматривать защиту конструктивных элементов автомобильной дороги от возможных рисков, в том числе и от наледных процессов.
4.1.3 При проектировании автомобильных дорог в случае невозможности или нецелесообразности обхода участка потенциального наледеобразования следует разработать комплекс конструктивно-технологических решений, предусматривающий устройство противоналедных мероприятий и сооружений с целью предотвращения или устранения отрицательных воздействий наледей на автомобильную дорогу.
4.1.4 Противоналедные сооружения и устройства, предназначенные для защиты автомобильной дороги, должны обеспечивать защиту, предотвращать снижение прочности, обеспечивать устойчивость конструктивных элементов дороги при воздействии установленных внешних и внутренних нагрузок на всех этапах жизненного цикла.
4.1.5 Противоналедные мероприятия и сооружения необходимо проектировать в комплексе с инженерными сооружениями автодороги, так как строительство дорожных сооружений нарушает естественный режим протекания речных и грунтовых вод и способствует возникновению наледного процесса. При этом должны учитываться геологические, гидрологические и геокриологические условия местности, оказывающие влияние на развитие процессов наледеобразования.
4.1.6 При проектировании противоналедных сооружений следует учитывать интенсивность развития наледей в зависимости от запасов подземных вод и поверхностных вод весенне-летнего периода, глубины промерзания сезонно-талого слоя и других природных факторов по 4.2.
4.1.7 К мероприятиям и устройствам, устраняющим или сокращающим причины возникновения искусственных наледей и активизацию наледного процесса в местах действия природных наледей, относятся: дренаж, каптаж, осушение местности глубокими открытыми канавами и полуоткрытыми лотками, регуляция русел; сосредоточение потока, например, посредством наледных поясов, полузапруд или применением лотков на подходе и в пределах водопропускных сооружений; подогрев воды и грунтов. При наличии благоприятного сочетания рельефа, геологической, гидрогеологической обстановки и мерзлотно-грунтовых условий следует применять мерзлотные и тепловые пояса.
4.1.8 Решения по устройству определенных противоналедных сооружений должны быть приняты на основе технико-экономического обоснования и расчетов.
4.1.9 При проектировании комплекса дорожных, транспортных и других сооружений на наледных участках следует учитывать необходимость исключения или существенного сокращения вредного воздействия наледного процесса на эксплуатационную надежность автодороги согласно ГОСТ 27751.
4.2.1 Прогнозирование расчетных параметров наледей при проектировании является основной частью определения основных параметров сооружений (приложение А). К ним относятся: объем наледи, ее толщина (средняя и максимальная), ширина, длина и тип прогнозируемой наледи (смешанного питания; от грунтовых вод рыхлой толщи; от подземных вод глубоких горизонтов; поверхностных вод и ключевых наледей; потенциально наледных речных водотоков; бугров пучения).
4.2.2 Исходными данными для выбора и проектирования противоналедных мероприятий и устройств являются:
- по поверхностным водотокам: расход и температура воды в осенне-зимний период, скорость потока, ширина, глубина и уклон русла, предполагаемые изменения теплового и ледового режимов водотока при строительстве и степень влияния этих изменений на наледный процесс по ГОСТ 33177;
- по подземным водам, вскрываемым выемками, канавами и карьерами: ожидаемый приток и температура воды, мощность и протяженность вдоль пути водоносного слоя, возможные изменения режима вод в связи со строительством;
- по гололедным воздействиям: предполагаемые степени обледенения конструкций в районе строительства;
- по всем природным наледям: генетический тип наледи, время ее формирования (начало и окончание), линейные размеры, площадь и объем наледи, возможные изменения в режиме наледи в связи со строительством, степень опасности наледи для проектируемых сооружений.
Перечисленные данные включают в пояснительную записку, в которой, кроме того, приводятся описания общих физико-геологических условий района согласно ГОСТ 32836, ГОСТ 32868, ГОСТ 33177, необходимые для прогнозирования наледей и выбора основных проектных решений.
4.2.3 В задачи прогноза наледей входит установление следующих качественных и количественных характеристик:
- объем наледи, ее толщина (средняя и максимальная), ширина и длина;
- изменения во времени наледного процесса в местах отложений природных наледей;
- изменения режима и размеров природных наледей в результате строительства транспортных и других сооружений;
- вероятность возникновения искусственных наледей при строительстве дороги;
- степень воздействия наледей на проектируемые объекты.
4.2.4 Прогноз наледей необходимо осуществлять на основе процесса наледеобразования, обусловленного взаимодействием природных факторов (климатических, гидрогеологических, геологических и гидрологических, приложение А).
4.2.5 В районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха возникновение искусственных наледей следует ожидать:
- в выемках, карьерах, а также в местах закладки канав и резервов, вскрывающих водоносные слои или способствующих частичному или полному промерзанию последних;
- на участках размещения открытых канав и лотков, используемых для пропуска водотоков;