Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ 32869-2014

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

Automobile roads of general use. Requirements for carrying out of topographic-geodetic researches



МКС 93.080.01

Дата введения 2015-07-01
с правом досрочного применения

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП "РОСДОРНИИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2015 г. N 110-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32869-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт разработан в связи с включением его в Перечень межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" [1].

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению топографо-геодезических изысканий для проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 10529-96 Теодолиты. Общие технические условия

ГОСТ 28441-99 Картография цифровая. Термины и определения

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28441, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абрис: Схематический чертеж местности, выполняемый от руки в поле с указанием всех снимаемых объектов и рельефа для построения топографических планов, или инженерная цифровая модель местности (далее - ИЦММ).

3.2 геодезическая основа для строительства: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на участке изысканий, используемая при осуществлении строительства и включающая государственные, опорные и съемочные геодезические сети, а также пункты геодезической разбивочной основы.

3.3 геодезический пункт: Точка в составе геодезической сети, закрепленная на местности и являющаяся носителем координат, определенных геодезическими методами.

3.4 деформационный знак: Геодезический знак, устанавливаемый для наблюдений за смещениями земной поверхности, толщин горных пород, дорожного полотна автомобильной дороги, искусственных сооружений и элементов обустройства автомобильной дороги.

3.5 инженерно-топографический план: Крупномасштабное (М 1:200-1:5000) знаковое изображение небольшого участка земли, построенное без учета ее кривизны и сохраняющее постоянный масштаб в любой точке и по всем направлениям, отображающее элементы ситуации и рельефа местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акватории), ее планировки, пунктов (точек) геодезической основы, существующих зданий и сооружений (подземных, наземных и надземных) с их техническими характеристиками.

3.6 камеральное трассирование: Вариантное проложение оси автомобильной дороги, выполняемое по картам, планам, аэро- и космоснимкам, ИЦММ и другим картографическим материалам, представленным в графической, цифровой или иных формах.

3.7 лазерное сканирование: Метод сбора пространственной информации при топографической съемке с помощью лазерного сканера воздушного или наземного базирования.

3.8 нивелирование: Определение превышений между точками местности, дороги, строений и искусственных сооружений.

3.9 опорная геодезическая сеть: Геодезическая сеть заданного класса (разряда) точности, создаваемая в процессе топографо-геодезических изысканий и служащая геодезической основой для обоснования проектных решений для строительства, выполнения топографических съемок, аналитических определений положения точек местности и сооружений, для планировки местности, создания разбивочной основы для строительства, обеспечения других видов изысканий, а также выполнения стационарных геодезических работ и исследований.

3.10 поперечный профиль дороги: Разрез рельефа местности и дороги вертикальной плоскостью, направленной перпендикулярно к оси автомобильной дороги.

3.11 полевое трассирование: Комплекс полевых изыскательских работ в составе топографо-геодезических изысканий по проложению (трассированию) на местности оси дороги.

3.12 полоса варьирования: Полоса на местности, в пределах которой осуществляется вариантное трассирование и определение наилучшего варианта.

3.13 притрассовая полоса: Полоса на местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос с обеих сторон дороги.

3.14 продольный профиль дороги: Разрез рельефа местности вертикальной плоскостью вдоль оси автомобильной дороги.

3.15 рекогносцировка: Предварительное полевое обследование местности для проложения автомобильной дороги.

3.16 система координат: Система отсчета, используемая для определения положения точки в пространстве при помощи чисел, представляющих собой расстояния и углы, измеренные от точки до точек или осей отсчета.

3.17 сложные участки трассы: Места распространения геологических процессов, явлений и образований, которые могут оказать существенное влияние на выбор проектных решений, технологию, сроки и стоимость строительства, эксплуатационный режим дорожных сооружений и их комплексов.

3.18 съемочная геодезическая сеть: Геодезическая сеть сгущения, создаваемая для производства топографической съемки в пределах ширины притрассовой полосы или в пределах ширины тахеометрической съемки.

3.19 тахеометрическая съемка: Способ определения координат точки местности как в плане, так и по высоте одной серией измерений.

3.20 тахеометрический ход: Комбинация теодолитных и высотных измерений горизонтальных углов, углов наклона на заднюю и переднюю точки и дальномерного расстояния в прямом и обратном направлениях.

3.21 топографическая съемка: Комплекс работ, выполняемых с целью получения съемочного оригинала топографической карты или плана, а также получения топографической информации в другой форме.

3.22 эталонные участки трассы: Представительные участки, строительные условия которых (по рельефу, инженерно-геологическим характеристикам, гидрологическому режиму и т.п.) могут быть распространены на другие, аналогичные им участки трассы.

3.23 государственная геодезическая сеть; ГГС: Совокупность геодезических пунктов, расположенных равномерно по всей территории и закрепленных на местности специальными центрами, обеспечивающими их сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени.

3.24 дистанционное зондирование земли; ДЗЗ: Наблюдение за поверхностью земли, отдельными объектами авиационными и космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры.

3.25 инженерная цифровая модель местности; ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленная в форме, доступной для обработки на ЭВМ, и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач (включает в себя два основных компонента - цифровую модель рельефа и цифровую модель ситуации).

3.26 контрольно-измерительная аппаратура; КИА: Оборудование, применяемое для контроля признаков проявления и измерения смещений (деформаций) и разрушений на автомобильных дорогах и сооружениях, вызванных природными и техногенными процессами.

3.27 проектно-изыскательские работы; ПИР: Комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектной и рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления строительства автомобильных дорог.

3.28 районы тектонического смещения; РТС: Территории с деформациями земной поверхности, вызванными развитием разрывных тектонических смещений земной коры.

3.29 среднеквадратическая погрешность; СКП: Среднее отклонение по абсолютной величине результатов измерений от истинных значений измеряемой величины.

3.30 топографо-геодезические изыскания; ТГИ: Комплекс исследований рельефа и ситуации на местности с получением топографической информации для подготовки проектной и рабочей документации, а также осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог.

3.31 цифровая модель рельефа; ЦМР: Информация о рельефе местности, адекватная ее топографической реальности, представленная совокупностью точек с известными координатами и высотами, с возможностью аппроксимации рельефа в любой точке модели.

3.32 цифровая модель ситуации; ЦМС: Цифровое представление объектов местности (кроме рельефа), адекватное топографической реальности, включающее их геометрическое описание средствами векторной модели данных в виде набора точек и полилиний в плановых или пространственных координатах, определяющих их границы, отображение условными знаками и семантическое описание в виде определенного классификатором набора характеристик.

     4 Общие требования

4.1 Целью топографо-геодезических изысканий является получение материалов и данных для комплексной оценки местности, выполняемых для подготовки предпроектной, проектной и рабочей документации (с учетом требований 4.7), а также осуществления строительства, реконструкции и ремонтов автомобильных дорог.

4.2 Основанием для выполнения ТГИ является договор (контракт) между заказчиком (застройщиком) и исполнителем изысканий.

_______________

Топографо-геодезические изыскания могут выполняться по отдельному договору либо в составе контракта на ПИР.

4.3 Техническое задание на ТГИ должно соответствовать требованиям ГОСТ 32836 и дополнительно содержать следующее:

- состав ТГИ;

- сведения о системе координат и высот;