ГОСТ 33177-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНЖЕНЕРНО-ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ
Automobile roads of general use. Requirements for engineering and hydrological surveys
МКС 93.080.01
Дата введения 2016-09-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" Министерства образования и науки Российской Федерации. Разработчики стандарта - Г.А.Федотов (руководитель темы), Г.Г.Наумов, П.И.Поспелов
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 133-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33177-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий и предназначен для применения изыскательскими, проектно-изыскательскими организациями, предприятиями, объединениями, а также иными юридическими и физическими лицами, выполняющими инженерно-гидрологические изыскания при проектировании новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего назначения.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 расчетный расход воды: Расход воды при заданной вероятности его превышения.
2.2 вероятность превышения (ВП): Вероятность того, что рассматриваемое значение гидрологической характеристики может быть превышено.
2.3 общий размыв: Общее понижение дна русла под мостом и на значительном удалении выше и ниже моста в результате стеснения водного потока подходами к мосту.
2.4 местный размыв: Размыв на ограниченном пространстве в месте набега водного потока на преграду (опора, насыпь или регуляционное сооружение).
2.5 подпор: Местное повышение уровня воды в реке вследствие стеснения потока водопропускными сооружениями или при ледовых зажорах, заторах, а также заломах леса.
2.6 регуляционные сооружения: Сооружения, предназначенные для регулирования водного потока, пересекаемого дорогой, с целью обеспечения течения воды и движения наносов в нужном направлении при соблюдении требуемых условий эксплуатации мостового перехода и водотока (струенаправляющие дамбы, траверсы, шпоры, береговые укрепления и др.).
2.7 малые мосты: Мосты длиной до 25 м.
2.8 средние мосты: Мосты длиной от 25 до 100 м.
2.9 большие мосты: Мосты длиной свыше 100 м. К группе больших относят также мосты длиной менее 100 м, но с пролетами более 30 м.
2.10 мостовой переход: Комплекс сооружений, включающий в себя мост, насыпи подходов, регуляционные сооружения и укрепления.
2.11 большие, средние и малые мостовые переходы: Комплексы сооружений, соответствующие большим, средним и малым мостам.
2.12 водомерный пост: Устройство для систематического измерения уровня воды на реках, морях, озерах, каналах.
2.13 гидроствор: Поперечное сечение долины реки, в котором производят гидрометрические работы.
2.14 морфоствор: Поперечное сечение долины реки с геометрическими и морфометрическими его характеристиками, используемое для теоретического расчета.
2.15 фарватер: Судовой ход, безопасный в навигационном отношении.
2.16 русловой процесс: Природный процесс формирования речного русла и пойм, характеризующийся взаимодействием водного потока с наносами.
2.17 базис эрозии: Уровень, на котором водный поток теряет свою энергию и ниже которого не может углубить свое русло (теряет эродирующую способность).
2.18 строительные уровни воды: Рабочие уровни воды в проектах организации строительных работ, принятой вероятности превышения, определяемые для каждого месяца в году с построением ступенчатого графика.
2.19 ВОХР: Военизированная охрана.
2.20 ГИС-технологии: Технологии изысканий и проектирования автомобильных дорог с использованием геоинформационных систем.
2.21 ЦФС: Цифровая фотограмметрическая система.
3.1 Инженерно-гидрологические изыскания выполняют в соответствии с требованиями государственных стандартов, строительных норм и правил, сводов правил, других нормативных документов по изысканиям, проектированию и строительству, утвержденных или согласованных соответствующими государственными органами, а также ведомственных нормативных документов, регламентирующих состав, объем, технические требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий.
3.2 Материалы инженерно-гидрологических изысканий должны обеспечивать возможность проектирования водопропускных сооружений с учетом природных эрозионных, русловых, устьевых, селевых, мерзлотно-температурных, антропогенных и иных (особых) процессов, а также последующих техногенных процессов, возникающих в результате постройки проектируемых сооружений.
3.3 Состав инженерно-гидрологических изысканий и соответственно объем отчета зависят от стадии проектирования, степени гидрологической изученности, особенностей водотоков и типа проектируемых сооружений.
3.4 Материалы инженерно-гидрологических изысканий должны обеспечивать решение следующих задач:
- определение рационального местоположения и типа водопропускного сооружения:
- определение параметров расчетного стока (вид стока, расчетный расход, расчетный объем стока, продолжительность, относительное время подъема паводка и т.д.);
- назначение и расчет отверстий водопропускных сооружений;
- расчет общих и местных размывов у опор и голов регуляционных сооружений;
- проектирование опор с учетом ледовых воздействий, требований судоходства, природных русловых деформаций, общих и местных размывов и влияния других гидротехнических сооружений, расположенных выше и ниже проектируемого моста;
- назначение типов укреплений при проектировании малых мостов и водопропускных труб;
- определение характерных уровней воды любой вероятности (максимального, минимального, подпорных, строительных, судоходного, первой подвижки льда, высокого ледохода и других);
- определение минимальных отметок насыпей пойменных подходов и регуляционных сооружений;
- проектирование строительных площадок и других временных сооружений, связанных со строительством моста.
3.5 Инженерно-гидрологические изыскания выполняют с учетом последующего системного автоматизированного проектирования дорожных водопропускных сооружений. При этом используются высокопроизводительные и точные методы, приборы и оборудование, нижеперечисленные, а также иные современные, в том числе:
- ГИС-технологии;
- цифровые аэрокосмические методы;
- методы цифровой наземной фотограмметрии;
- аэрогидрометрия;
- электронная тахеометрия;
- использование систем цифровой фотограмметрии (ЦФС) типа Fotomod, Талка и т.д.;
- ультразвуковое эхолотирование (современные портативные гидрометрические эхолоты ПЭ-2, ПЭ-9);
- электронная гидрометрия (микрокомпьютерные расходомеры-скоростемеры МКРС);
- наземно-космические съемки с использованием современных приемников спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС;
- наземное и воздушное лазерное сканирование местности.
3.6 Техническое задание на выполнение инженерно-гидрологических изысканий для проектирования водопропускных сооружений составляет заказчик с участием, при необходимости, исполнителя инженерно-гидрологических изысканий.
3.7 Программу инженерно-гидрологических изысканий (внутренний документ исполнителя) составляют при выполнении инженерно-гидрологических изысканий мостовых переходов через большие и средние реки. Состав инженерно-гидрологических изысканий мостовых переходов через малые реки и ручьи определяют в соответствии с содержанием Сводной таблицы расчетных гидрологических характеристик (приложение А). В особых случаях (раздел 5) составляют специальную программу инженерно-гидрологических изысканий в виде отдельного документа.
3.8 Тип водотока определяют по данным таблицы 1.
Таблица 1 - Классификация рек по величине расчетного расхода воды
Группа реки | Расход воды, м/с |
Ручьи | <10 |
Малые | 10-100 |
Средние | 100-1000 |
Большие | >1000 |
4.1 Проекты мостовых переходов разрабатывают на основе результатов геодезических, геологических, гидрологических и гидрометрических работ. Гидрологические и гидрометрические работы необходимы, прежде всего, для обоснования генеральных размеров всех сооружений мостового перехода: мостов, подходов к мостам, регуляционных и защитных сооружений.