Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59818-2021


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Самолеты и вертолеты

КОНТРОЛЬ МАССЫ ДЕТАЛЕЙ, СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ И ПОКУПНЫХ ИЗДЕЛИЙ В СЕРИЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Общие технические требования

Airplanes and helicopters. Weight control of parts, assembly units and bought out items in production. General reguirements



ОКС 49.020

Дата введения 2022-06-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр" (ФГУП "ВНИИ "Центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2021 г. N 1543-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к объемам и порядку проведения контроля массы деталей, сборочных единиц, покупных изделий и изделий, изготавливаемых по кооперации и доукомплектовываемых по кооперации, в опытном и серийном производстве самолетов, вертолетов, а также значения ее предельных отклонений.

При наличии экономической целесообразности требования настоящего стандарта могут распространяться только на беспилотные воздушные суда (БВС).

Требования настоящего стандарта распространяются на организации и предприятия (далее - предприятия), осуществляющие разработку и серийное изготовление самолетов, вертолетов и БВС, а также на предприятия-поставщики, осуществляющие для данных предприятий изготовление комплектующих изделий.

Примечание - При изготовлении опытных образцов на этих предприятиях допускается изменять допуски на массу по согласованию с главным конструктором проекта.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 3.1105 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов общего назначения

ГОСТ 3.1122 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов специального назначения. Ведомости технологические

ГОСТ 3.1129-93 Единая система технологической документации. Общие правила записи технологической информации в технологических документах на технологические процессы и операции

ГОСТ 3.1130-93 Единая система технологической документации. Общие требования к формам и бланкам документов

ГОСТ 25346 (ISO 286-1:2010) Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски отклонений и посадки

ГОСТ Р 58930 Система обеспечения единства измерений предприятий авиационной промышленности. Метрологическое обеспечение автоматизированных средств контроля

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 покупное изделие: Изделие, изготовленное по конструкторской документации предприятия-поставщика, приобретенное предприятием в готовом виде с эксплуатационной документацией.

3.1.2 изделие, изготавливаемое по кооперации: Изделие, получаемое предприятием в готовом виде и изготовленное по его конструкторской документации.

3.1.3 изделие, доукомплектовываемое по кооперации: Изделие, на которое другим предприятием устанавливаются изделия, изготовленные по ранее разработанной конструкторской документации другого предприятия.

3.1.4 деталь: Технологически завершенное изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

3.1.5

комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем.

Примечание - Составными частями изделия могут быть детали и сборочные единицы.

[ГОСТ 3.1109-82, статья 107]

3.1.6

установившееся производство: Производство изделий по окончательно отработанной конструкторской и технологической документации.

[ГОСТ 14.004-83, статья 27]

3.1.7

независимая инспекция: Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации или юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом в соответствии с процедурами, установленными Уполномоченным органом, на договорных или иных законных основаниях, для осуществления функций в соответствии с Правилами в организации Заявителя, Разработчика или Изготовителя.

[[1], приложение 3]

3.1.8 масса изделий по чертежу/конструкторской документации: Значение массы детали, сборочной единицы, полученное измерением массы серии изделий, изготовленных перед простановкой в чертеже/конструкторской документации литеры "".

     3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АТ - авиационная техника;

БВС - беспилотное воздушное судно;

БТК - бюро технического контроля;

ВС - воздушное судно;

ДСЕ - детали и сборочные единицы;

ИИ - извещение об изменении;

КД - конструкторская документация;

ЛА - летательные аппараты (самолеты, вертолеты, БВС);

НД - нормативные документы;

ОТК - отдел технического контроля.

Примечание - Под аббревиатурой "ОТК" в настоящем стандарте понимают также службы контроля качества у разработчика и изготовителя.

ПМИ - подразделение по контролю массы изделия;

ЭД - эксплуатационная документация;

ЭКД - электронная конструкторская документация;

ПКИ - покупное комплектующее изделие;

ПКМ - полимерные композиционные материалы.

     4 Общие положения

4.1 Контроль массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий проводят в целях:

- выявления изделий, выполненных с отступлением от КД разработчика;

- предотвращения превышения массы изделий в производстве относительно массы, заданной в КД;

- проверки массы покупных изделий на соответствие техническим условиям на поставку или данным, указанным в ЭД;

- проверки массы изделий, изготавливаемых по кооперации, и изделий, доукомплектовываемых по кооперации, на соответствие документации на изготовление и/или поставку;

- представления необходимой отчетности в адрес предприятия-разработчика и независимой инспекции;

- установления предельных отклонений массы деталей, изготовленных по новым применяемым технологическим процессам или из вновь используемых видов полуфабрикатов.

4.2 Предприятие-разработчик КД на изготовление АТ разрабатывает конструкторский документ с требованиями по контролю массы конкретного изделия (самолета) или семейства изделий. Документ должен содержать общие требования к объему контроля массы, а также общие технические требования к порядку проведения контроля массы.

Предприятие-разработчик устанавливает предельные отклонения массы при внедряемых методах обработки деталей.

Ответственным за правильность расчета значения массы и заполнения КД является предприятие-разработчик данного агрегата, узла, ДСЕ.

4.3 На предприятии-изготовителе работы по контролю массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий, изделий, изготавливаемых или доукомплектовываемых по кооперации, организует и методически регулирует ПМИ или другое уполномоченное на эту работу подразделение.

ПМИ выполняет следующие функции:

- разрабатывает документацию по номенклатуре деталей сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы, и согласовывает ее с разработчиком;

- разрабатывает инструкции и другие НД по контролю массы с учетом требований ГОСТ 3.1105, ГОСТ 3.1122, ГОСТ 3.1129-93 (раздел 3) и ГОСТ 3.1130-93 (разделы 1, 2);

- определяет в соответствии с НД предельные отклонения массы при внедряемых методах обработки деталей;

- регистрирует изменения массы для предварительной оценки массы и центровки самолета, вертолета, а также вносит предложения по внесению изменений в ЭД на АТ;

- осуществляет методическое руководство при взвешивании и центровке самолета, вертолета, по данным замеров центровки и взвешивания ПМИ осуществляет расчет приведения, определяет действительные значения массы и центровки, составляет и оформляет Протокол центровки и взвешивания;

- представляет предприятию-разработчику материалы предварительного прогноза изменения массы и центровки самолета, вертолета от вносимых конструктивных изменений;

- совместно с другими службами обеспечивает разработку корректирующих мероприятий и контроль их выполнения в случае выявленных отклонений;

- предъявляет необходимую отчетность в адрес предприятия-разработчика, независимой инспекции и т.п.;

- рассматривает предложения по снижению массы, принимает участие в программе снижения массы самолета, вертолета;

- принимает участие в разработке мероприятий по внедрению системы автоматизированного учета массы с передачей данных в информационные системы разработчика;

- принимает участие в разработке и внедрении системы автоматизированного учета конструктивных изменений для оперативного контроля массы и центровки самолета, вертолета.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs