МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 июня 2019 года N 184

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21"

(с изменениями на 29 мая 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2023, N 0001202306020027) (вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

Со 2 июня 2023 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года N 799.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________



В соответствии со статьями 8, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2004, N 35, ст.3607; 2013, N 23, ст.2882; 2014, N 30, ст.4254; 2015, N 29, ст.4380; 2016, N 1, ст.82; 2017, N 27, ст.4224, N 32, ст.5135), пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2000, N 17, ст.1875; 2010, N 28, ст.3705; 2015, N 49, ст.6976; 2016, N 42, ст.5929, 2018, N 37, ст.5763; 2019, N 10, ст.979)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21".     

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

3. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196)

Министр
Е.И.Дитрих

          

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

6 сентября 2019 года,

регистрационный N 55851                    

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 17 июня 2019 года N 184

     

Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21"

(с изменениями на 29 мая 2023 года)

РАЗДЕЛ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

     21.1 Содержание Федеральных авиационных правил


(a) Настоящие Федеральные авиационные правила (далее - Правила):

регулируют порядок проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов (далее - ВС), авиационных двигателей (далее - АД), вспомогательных двигателей (далее - ВД) воздушных винтов (далее - ВВ), бортового авиационного оборудования ВС, пилотируемых свободных аэростатов, дирижаблей, беспилотных авиационных систем (далее - БАС) и их (или) элементов;

устанавливают требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление ВС и другой АТ (далее - АТ), подлежащей обязательной сертификации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации;

устанавливают форму и порядок получения документа, подтверждающего соответствие гражданских ВС и другой АТ требованиям документа, содержащего требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному типу АТ либо модификации (далее - Сертификационного (Квалификационного) базиса), и юридических лиц требованиям Правил;

регулируют порядок взаимодействия участников процесса обязательной сертификации гражданских ВС и другой АТ и подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление ВС и другой АТ требованиям Правил;

(b) При сертификации гражданских воздушных судов, и их компонентов, а также беспилотных авиационных систем и их элементов (далее - авиационная техника (изделие) в случаях, не подпадающих под требования к летной годности и охране окружающей среды, применяются специальные технические условия (далее - СТУ) в соответствии с пунктом 21.16В Правил;

(c) Правила в части наименования, структуры (нумерации) и содержания разработаны с учётом Приложения 8 "Летная годность воздушных судов", издание одиннадцатое, июль 2010 г., Приложения 19 "Управление безопасностью полетов", издание первое, июль 2013 г., к Конвенции о международной гражданской авиации, Руководства по летной годности Doc 9760 ICAO, издание третье, 2014 г., Руководства по управлению безопасностью полетов Doc 9859 ICAO, издание третье, 2013 г. (опубликованы на сайте Международной организации гражданской авиации www.icao.int), Постановления Комиссии Европейского Союза N 748/2018 от 03.08.2018 (опубликованы на сайте Европейского Агентства по безопасности полетов www.easa.europa.eu), Параграфа 14 Части 21 Кодекса Федеральных Нормативных Правовых Актов Соединенных Штатов Америки (опубликованы на сайте Правительства Соединенных Штатов Америки www.govinfo.gov), Авиационных правил, Часть 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей", принятых на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. (опубликованы на сайте Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета www.armak-iac.org).

     21.2 Термины и определения


Применяемые сокращенные наименования, используемые в Правилах, приведены в приложении N 3 к Правилам.

     21.3А Эквивалентные требования


Если юридическое лицо, подавшее в Федеральное агентство воздушного транспорта, на которое Правительством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских ВС, АЛ, ВВ, бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов и выдача документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку, изготовление ВС, и другой АТ (далее - Уполномоченный орган) заявление на получение Одобрительного документа (далее - Заявитель, Заявка) в ходе проведения сертификационных работ определило, что установить соответствие изделия конкретному пункту документа, содержащего требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному типу АТ либо модификации (далее - Сертификационный базис) невозможно, то оно разрабатывает эквивалентное требование, обеспечивающее не меньший уровень летной годности изделия.

Заявитель разрабатывает проект изменения Сертификационного базиса, в котором требование, соответствие которому установить невозможно, заменяется эквивалентным требованием.

Заявитель направляет проект изменения Сертификационного базиса и материалы, подтверждающие обеспечение уровня летной годности изделия в Уполномоченный орган.

Уполномоченный орган на основании представленных Заявителем материалов утверждает изменение Сертификационного базиса.

     21.4 Сертификационные работы

(a) Заявитель определяет соответствие АТ требованиям Сертификационного базиса, Сертификационного базиса комплектующего изделия (далее -Квалификационный базис, КИ) и обеспечивает безопасность проведения сертификационных работ. Подведомственное Федеральному агентству воздушного транспорта федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации" (далее - Авиарегистр), выполняющее на возмездной основе оценку соответствия согласно воздушному законодательству Российской Федерации пилотируемых гражданских ВС, АД, ВД, ВВ и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов, юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление ВС и другой АТ, установленным требованиям подтверждает соответствие АТ требованиям Сертификационного (Квалификационного) базиса;

(b) Соответствие АТ требованиям Сертификационного (Квалификационного) базиса подтверждается на основании результатов сертификационных работ (для КИ - квалификационных работ), включающих: анализы совокупности конструкторских документов, содержащих данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приёмки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, утилизации изделия (далее - конструкторской документации), расчёты, анализы отказобезопасности, моделирование, стендовые, наземные и лётные испытания, анализ опыта эксплуатации аналогичных конструкций и другие работы, предусмотренные сертификационным документом, разрабатываемым заявителем, включающим в себя наименования сертификационных работ, сроки проведения сертификационных работ, участников сертификационных работ, описание систем, перечень пунктов сертификационного базиса, методы определения соответствия, перечень доказательных документов, объем сведений о конфигурации АТ (далее - Программой сертификационных работ);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

(c) Сертификационные работы проводятся в соответствии с методами определения соответствия, выбранными Заявителем, согласованными с Авиарегистром, утвержденными Уполномоченным органом и указанными в разработанной Заявителем Программе сертификационных работ.

(d) Сертификационные работы выполняются в соответствии с Программой сертификационных работ.



Документы, содержащие результаты сертификационных работ, подтверждающих соответствие изделия применимым требованиям (далее - доказательная документация) по результатам сертификационных работ утверждается Заявителем и согласовывается Авиарегистром. Авиарегистр отвечает за полноту и качество проведения сертификационных работ и доказательной документации.

Авиарегистр по результатам проведения экспертизы актов по результатам сертификационных испытаний, квалификационных испытаний (в том числе протоколов, отчетов), сводного акта сертификационных испытаний (далее - СИ), доказательной документации, предусмотренной Программой сертификационных работ в случае выявления угрозы состоянию, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушного судна или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются (далее - безопасности полетов), инициирует изменения в ранее утвержденную Программу сертификационных работ.

Авиарегистр оформляет документ (далее - Заключение) по результатам сертификационных работ, содержащий в себе описание объекта сертификации, перечень рассмотренных доказательных документов и документации, являющейся составной частью конструкторской документации, содержащей эксплуатационные характеристики и ограничения, регламентирующие летную эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание летной годности в процессе эксплуатации АТ (далее - эксплуатационная документация) и выводы о соответствии объекта сертификации требованиям Сертификационного базиса, по результатам оценки соответствия комплекта документов и достоверности содержащихся в них сведений, представленных юридическим лицом, осуществляющим разработку или изготовление ВС и другой АТ требованиям Правил, содержащий в себе описание объекта сертификации, перечень рассмотренных документов и выводы о соответствии объекта сертификации применимым требованиям и устанавливающий возможность выдачи Уполномоченным органом Одобрительного документа.

Уполномоченный орган по результатам рассмотрения Заключения Авиарегистра и приложенных к Заключению доказательной документации принимает решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды, путем утверждения актов сертификационных испытаний, в случае выявления угрозы безопасности полетов предлагает Заявителю внести изменения в ранее утвержденную Программу сертификационных работ для установления соответствия объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Уполномоченный орган отвечает за принятое решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

     21.4А. Виды работ, проводимые Уполномоченным органом и Авиарегистром


Уполномоченный орган выполняет работы в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации по обязательной сертификации пилотируемых гражданских ВС, АД, ВД, ВВ и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов непосредственно, а также через Авиарегистр.

Авиарегистр осуществляет выполнение указанных в подпункте (b) пункта 21.4А Правил работ, на возмездной основе за счет средств Заявителя. В случае выявления оснований, указанных в подпункте d) пункта 21.4 Правил допускается заключение дополнительных соглашений к существующим договорам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(a) Уполномоченный орган проводит следующие виды работ:

(1) рассмотрение Заявки и приложенной к ней доказательной документации;

(2) утверждает состав макетной комиссии;

(3) уведомление Заявителя о принятии Заявки;

(4) утверждение состава рабочих групп для проведения сертификационных работ;

(5) утверждение Программы сертификационных работ;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

(6) одобрение эксплуатационной документации в части, установленной настоящими Правилами и нормами летной годности;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

(7) подпункт утратил силу с 1 сентября 2023 года - приказ Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196 - см. предыдущую редакцию;

(8) подпункт утратил силу с 1 сентября 2023 года - приказ Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196 - см. предыдущую редакцию;

(9) утверждение Сертификационного базиса;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196. - См. предыдущую редакцию)

(10) подпункт утратил силу с 1 сентября 2023 года - приказ Минтранса России от 29 мая 2023 года N 196 - см. предыдущую редакцию;

(11) выдача Заявителю документа, удостоверяющего соответствие изделия применимым требованиям, организации, осуществляющей разработку или изготовление, Независимой инспекции, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) соответствующим требованиям (документ, выдаваемый Заявителю, являющимся Разработчиком, и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции изделия требованиям Сертификационного базиса (далее - Сертификат типа), документ, выдаваемый Держателю Сертификата типа изделия и удостоверяющий соответствие изделия применимым требованиям, связанным с главным изменением, внесенным в его типовую конструкцию (далее - Одобрение главного изменения), Дополнительный сертификат типа, документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом J Правил (далее - Разработчик, Сертификат разработчика), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом F Правил (далее - Разрешение на производство), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом G Правил (далее - Изготовитель, Сертификат изготовителя), документ, выдаваемый на эксплуатируемый экземпляр сертифицированного изделия, удостоверяющий соответствие экземпляра применимым требованиям государства-экспортёра и соответствующим требованиям государства-импортёра (далее - Экспортный Сертификат летной годности), документ, выдаваемый Разработчику КИ и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ данного типа на различных типах АТ (далее - Свидетельство о годности КИ), документ, выдаваемый Уполномоченным органом Разработчику, разрешающий применение КИ, одобренного по процедурам, действовавшим до 19.12.2013 (далее - Одобрение на установку КИ), Свидетельство о назначении Независимой инспекции, Аттестат об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (далее - одобрительный документ).


Также одобрительными документами являются Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского ВС, выданного до 1 января 1967 года и документ, выдаваемый Разработчику КИ по процедурам, действовавшим до введения в действия Правил и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ на конкретном изделии (далее - Одобрительное письмо на КИ).

Формы сертификатов Разработчика и Изготовителя приведены в Приложениях 1 и 2 к Правилам. Формы иных одобрительных документов размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»