Статус документа
Статус документа

ГОСТ 30243.1-2021 Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия (с Поправками)

     7 Методы контроля

7.1 Испытания проводят в помещениях, в которых обеспечены нормальные климатические условия испытаний по ГОСТ 15150-69 (подраздел 3.15), если иное не предусмотрено условиями проведения испытаний (см. 7.3, 7.4, 7.14, 7.20, 7.27). Условия размещения средств измерений должны соответствовать их паспортным данным.

7.2 Работы по подготовке и проведению испытаний выполняют с соблюдением требований безопасности и охраны труда в соответствии с ГОСТ 33788-2016 (раздел 11).

7.3 Показатели прочности и динамических качеств [4.2.1, перечисления а)-е), 4.2.1, перечисления к)-м)] проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 33788-2016 [4.2.1, перечисления ж)-и)] - по ГОСТ 33211, а показатели сцепляемости [4.2.1, перечисления н), п)] в соответствии с ГОСТ 32700.

7.4 Массу тары [4.1.1, перечисление б)] проверяют взвешиванием вагона на вагонных весах с пределами допускаемой погрешности ±50 кг по ГОСТ 29329.

7.5 Габарит вагона по 4.1.3 следует проверять по ГОСТ 9238.

7.6 Сборку вагонов (4.1.4), установку тележек [4.1.4, перечисление а)], механизма автосцепки [4.1.4, перечисление б)], тормозного оборудования, плотность приборов и воздухопроводов [4.1.4, перечисления в), г)], комплектность (4.4.1, 4.4.2) контролируют визуально и измерениями при испытаниях вагона.

Функциональную работоспособность механизма блокировки и механизма разгрузки (4.2.4, 5.3) проверяют визуально при испытаниях путем открытия, закрытия и блокировки.

Работоспособность механизма автосцепки [4.1.4, перечисление б)] проверяют, утапливая лапу замкодержателя внутрь корпуса автосцепки, после чего нажимают на замок. Замок при этом не должен утапливаться в корпус автосцепки. Проверку выполняют для обеих автосцепок вагона.

7.7 Расстояние от уровня головок рельсов до уровня продольной оси автосцепки (4.2.15) контролируют шаблоном или средствами измерений в соответствии с [5] с обеих сторон вагона.

7.8 Климатическое исполнение вагона (4.1.2) подтверждается:

- анализом документации на комплектующие изделия на соответствие климатическому исполнению УХЛ1 по ГОСТ 15150;

- проверкой показателя ударной вязкости материалов основных несущих элементов конструкции кузова, рычагов и тяг тормозной рычажной передачи при температуре минус 60°С по сертификатам качества или путем испытаний по ГОСТ 9454.

7.9 Маркировку (4.5.1-4.5.4, 5.4) проверяют визуальным методом контроля.

7.10 Наличие устройства автоматической идентификации бортового номера по 4.1.16, наличие и расположение подножек и поручней составителя [5.2, перечисление а)], наличие и расположение скоб для крепления концевых сигнальных устройств [5.2, перечисление б)], переходных площадок, устройств защиты от несанкционированного демонтажа оборудования, крепления для установки датчиков системы глобального позиционирования и оценки состояния вагона (4.1.5), кронштейнов для перемещения вагонов лебедкой (4.1.6), наличие устройств, предотвращающих падение на путь деталей вагонов (5.7), отсутствие острых ребер, кромок и углов на выступающих деталях вагонов (5.6), окраску вагонов (4.2.9), ремонтопригодность и доступ к оборудованию (5.1), наличие смазки (при необходимости) по 4.2.12 проверяют визуально.

Размеры подножек и поручней, высоту ограждения по 5.2 (ширина, глубина, шаг по высоте, диаметр, длина, зазоры) (приложение А) определяют посредством инструментальных измерений. Для измерений используют рулетки 2-го класса точности или более высокого класса точности по ГОСТ 7502, линейки по ГОСТ 427, штангенциркули по ГОСТ 166. За результат принимают среднее арифметическое значение по результатам трех измерений.

Опорные поверхности подножек, лестниц, переходных площадок (5.11) и поверхностей, предназначенных для опирания домкратов (4.2.17), контролируют визуально.

7.11 При проверке длины по осям сцепления автосцепок измеряют расстояние между нитями отвесов, приложенных к вертикальным осям сцепления автосцепок вагона. Расположение вертикальных осей сцепления автосцепок определяют по размерам контура зацепления по ГОСТ 21447. Допускается применение шаблонов. Измерения выполняют в состоянии покоя нитей на одинаковом расстоянии от головок рельсов рулеткой 2-го класса точности или более высокого класса точности по ГОСТ 7502. Должно быть исключено провисание ленты рулетки. Допускается применение других средств измерений, обеспечивающих класс точности не ниже 2 по ГОСТ 8.401. За результат принимают среднее арифметическое значение по результатам трех измерений.

Требования к пути в месте проведения контроля - по ГОСТ 9238-2013 (пункт И.2 приложения И).

7.12 Для проверки базы вагона [4.1.1, перечисление к)] кузов поднимают и измеряют расстояние между центрами отверстий под шкворень в пятниках. Измерения проводят рулеткой 2-го класса точности или более высокого класса точности по ГОСТ 7502. Должно быть исключено провисание ленты рулетки. Допускается применение других средств измерений, обеспечивающее класс точности не ниже 2 по ГОСТ 8.401. За результат принимают среднее арифметическое значение по результатам трех измерений.

7.13 Проверку автоматического тормоза по 4.1.1, перечисление в), и 4.2.13 осуществляют по ГОСТ 33597. Испытания стояночного тормоза (4.2.16) осуществляют по ГОСТ 32880.

7.14 Отсутствие не предусмотренного конструкцией касания составных частей вагона друг друга при прохождении кривых малого радиуса (4.1.12) проверяют визуально при прохождении вагоном кривой в груженом состоянии со скоростью не более 5 км/ч. Проверку осуществляет один специалист с каждой боковой стороны вагона. Результатом является отсутствие не предусмотренного конструкцией касания составных частей вагона между собой при проезде кривой не менее трех раз. Результат оформляют протоколом. Состояние пути, на котором проводят испытания, должно соответствовать требованиям, установленным нормативными документами государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

Допускается проведение проверки путем поворота тележек относительно кузова на углы, соответствующие углам их поворота в горизонтальной кривой. Поворот тележек выполняют на положительные и отрицательные углы не менее трех раз. Проверку осуществляют специалисты по одному с каждой боковой стороны вагона.

7.15 Средства измерений должны быть поверены и (или) калиброваны, испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с национальным законодательством государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

________________

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и ГОСТ Р 8.568-2017 "Аттестация испытательного оборудования. Общие положения".

Средства допускового контроля подлежат метрологическому обеспечению в порядке, установленном их владельцем.

7.16 Качество лакокрасочных покрытий деталей (4.2.11, 5.5), сборочных единиц и вагона в целом контролируют по ГОСТ 7409. Проверку качества подготовки поверхности к нанесению лакокрасочных поверхностей (4.2.10) проводят по ГОСТ 9.402.

7.17 Соответствие максимальной расчетной статической осевой нагрузки от колесной пары на рельсы (4.2.18) подтверждают сравнением нормативной нагрузки по ГОСТ 9246 с величиной, полученной путем деления суммы фактической массы тары порожнего вагона и грузоподъемности на количество осей.