Статус документа
Статус документа

ПНСТ 443-2020
(ИСО 37155-1:2020)



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Информационные технологии

УМНЫЙ ГОРОД

Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного города

Information technology. Smart city. Framework for integration and operation of smart city infrastructures



ОКС 13.020.20

          35.240.99

Срок действия с 2021-01-01
до 2024-01-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Акционерным обществом "Российская венчурная компания" (АО "РВК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 194 "Кибер-физические системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 52-пнст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 37155-1:2020* "Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного сообщества. Часть 1. Рекомендации по рассмотрению потенциальных возможностей и проблем, возникающих в результате взаимодействия этих инфраструктур на протяжении всего жизненного цикла" (ISO 37155-1:2020 "Framework for integration and operation of smart community infrastructures - Part 1: Recommendations for considering opportunities and challenges from interactions in smart community infrastructures from relevant aspects through the life cycle", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), включения структурных элементов, которые выделены в тексте курсивом**. Внесение указанных технических отклонений направлено на учет потребностей национальной экономики Российской Федерации.     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", 3 "Термины и определения" и приложении ДА приводятся обычным шрифтом, отмеченные в разделе "Предисловие" знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012** (пункт 3.5).

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА

5 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за установление подлинности каких-либо или всех таких патентных прав

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 121205 Москва, Инновационный центр Сколково, улобеля, д.1, e-mail: info@tc194.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Концепция "умного города" является важным инструментом для решения существующих городских проблем путем интеграции различных инфраструктур города рациональным и эффективным образом. Помимо интеграции инфраструктур необходимо учитывать, что умный город включает различные заинтересованные стороны и что каждая инфраструктура умного города имеет расширенный жизненный цикл (см. рисунок 1).

Для эффективной интеграции инфраструктур должна быть обеспечена согласованность между инфраструктурами различных видов, что представляет сложную задачу с учетом того, что в каждой инфраструктуре проводилась компоновка собственных решений.

Для обеспечения согласованности инфраструктур умного города должны быть определены и упорядочены функции каждой инфраструктуры с учетом потребностей умного города, а также учтены точки зрения различных заинтересованных сторон и жизненный цикл инфраструктур.

Для решения указанных проблем и интеграции функционирующих инфраструктур рекомендуется включать в процессы разработки и эксплуатации инфраструктуры общую схему согласно ПНСТ 445-2020 (ISO/TR 37152:2016) Информационные технологии. Умный город. Общая схема развития и функционирования (см. рисунок 2):

- элемент А: распределение спецификации по каждому компоненту и валидация процедур распределения;

- элемент В: требования к управлению взаимодействиями и принятию необходимых мер на этапе планирования и эксплуатации;

- элемент С: содействие обмену информацией и коммуникации между заинтересованными сторонами.

Применение заинтересованными сторонами общей схемы развития имеет преимущества для участников (см. раздел 5).

В настоящем стандарте содержатся руководящие принципы реализации элемента В, включающие требования к управлению взаимодействиями и принятию необходимых мер на этапе планирования и эксплуатации.


Примечание - Представленные инфраструктуры, заинтересованные стороны и этапы жизненного цикла являются примерами. Например, в схему может быть добавлена другая инфраструктура, такая как городская сельскохозяйственная система.

     

     Рисунок 1 - Характеристики инфраструктуры умного города


     Рисунок 2 - Три элемента схемы



     1 Область применения


Настоящий стандарт определяет схему (набор процессов и методологий) взаимодействий инфраструктур умного города, в том числе взаимодействия между несколькими инфраструктурами, между инфраструктурами и заинтересованными сторонами, а также между инфраструктурами и внешней средой, для обеспечения определения и управления этими взаимодействиями.

Область применения настоящего стандарта не перекрывается с какой-либо существующей работой или результатами, которые разработаны или разрабатываются существующими техническими комитетами для решения проблем на уровне отдельных инфраструктур.

Примечание - Настоящий стандарт определяет сценарий управления, а не систему управления, т.е. определяет процессы, которым организация должна следовать для достижения целей настоящего стандарта.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ПНСТ 445-2020 (ISO/TR 37152:2016) Информационные технологии. Умный город. Общая схема развития и функционирования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующим определениями:

3.1

риск (risk): Влияние неопределенности на цели.

Примечания

1 Влияние - это отклонение от того, что ожидается (положительное и/или отрицательное).

2 Цели могут иметь различные аспекты (например, финансовые и экологические цели и цели в отношении здоровья и безопасности) и могут применяться на различных уровнях (стратегических, в масштабах организации, проекта, продукта или процесса).

3 Риск часто характеризуется ссылкой на потенциально возможные события и последствия или их комбинации.

4 Риск часто выражают в виде комбинации последствий событий (включая изменения в обстоятельствах) и связанной с этим вероятности или возможности наступления.

5 Неопределенность - это состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности.


[Адаптировано из ГОСТ Р ИСО 31000-2010, пункт 3.1]

3.2

верификация (verification): Подтверждение, посредством представления объективных свидетельств, того, что установленные требования были выполнены.

Примечания

1 Объективное свидетельство, необходимое для верификации, может быть результатом контроля или других форм определения, таких как осуществление альтернативных расчетов или анализ документов.

2 Деятельность, выполняемая при верификации, иногда называется квалификационным процессом.

3 Термин "верифицирован" используют для обозначения соответствующего статуса.


[ГОСТ Р ИСО 9000-2010*, статья 3.8.12]

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 9000-2015 . - Примечание изготовителя базы данных.

3.3

валидация (validation): Подтверждение, посредством представления объективных свидетельств, того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

Примечания

1 Объективное свидетельство, необходимое для валидации, является результатом испытания или других форм определения, таких как осуществление альтернативных расчетов или анализ документов.

2 Термин "валидирован" используют для обозначения соответствующего статуса.

3 Условия, применяемые при валидации, могут быть реальными или смоделированными.


[ГОСТ Р ИСО 9000-2010, статья 3.8.13]

3.4 разработчик (developer): Организация, которая отвечает за развитие и функционирование умного города путем организации инфраструктуры умного города (3.13) полностью или частично.

Примечания

1 Разработчик может поручить операторам (3.6) эксплуатировать и поддерживать инфраструктуры умных городов (3.13).

2 Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.

Пример - Частный разработчик, муниципалитет.

3.5 владелец инфраструктуры (infrastructure owner): Организация, владеющая инфраструктурой города, который является или может стать умным.

Примечания

1 Владелец инфраструктуры может поручить операторам (3.6) эксплуатировать и поддерживать инфраструктуру умного города (3.13).

2 Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.

Пример - Владелец железнодорожных путей, владелец канализационных линий, муниципалитет.

3.6 оператор (operator): Организация, ответственная за эксплуатацию и поддержание инфраструктуры города, который является или может стать умным.

Примечания

1 Оператор может поручить поставщикам услуг (3.7) предоставить часть или всю инфраструктуру(ы) умного города (3.13).

2 Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.

3 Поставщик услуг является частью оператора. Оператор включает в себя поставщиков услуг.

Пример - Оператор железной дороги, энергетическая компания.

3.7 поставщик услуг (service provider): Организация, ответственная за обеспечение части или всей инфраструктуры умного города (3.13).

Пример - Системный интегратор, поставщик компонентов, разработчик ИКТ.

3.8 консультант (consultant): Организация, которая на основе своего опыта оказывает консультационные услуги или проектирует решения с целью содействия разработчикам (3.4), владельцам инфраструктуры (3.5), операторам (3.6), поставщикам услуг (3.7), органам исполнительной власти (3.9) или инвесторам (3.11) в разработке, эксплуатации и обслуживании инфраструктуры умного города (3.13).

Пример - Строительная фирма, градостроительная фирма.

3.9 органы исполнительной власти (community authority): Организация, которая разрабатывает и поддерживает правила обеспечения безопасности, качества и других важных характеристик инфраструктуры умного города (3.13).

Пример - Правительственное учреждение.

3.10 регулятор (regulator): Учреждение или организация, которая контролирует конкретные эксплуатирующие организации в рамках нормативных документов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».