ПНСТ 445-2020
(ISO/TR 37152:2016)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационные технологии
УМНЫЙ ГОРОД
Общая схема развития и функционирования
Information technology. Smart city. Common framework for development and operation
ОКС 13.020.20
35.240.99
Срок действия с 2021-01-01
до 2024-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Акционерным обществом "Российская венчурная компания" (АО "РВК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 194 "Кибер-физические системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г, N 54-пнст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному документу ISO/TR 37152:2016* "Инфраструктуры умного сообщества. Общая схема развития и функционирования" (ISO/TR 37152:2016, "Smart community infrastructures - Common framework for development and operation", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), путем включения структурных элементов, которые выделены в тексте курсивом**. Внесение указанных технических отклонений направлено на учет потребностей национальной экономики Российской Федерации.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов приводятся обычным шрифтом, кроме отмеченного в разделе "Предисловие" знаком "**". - Примечания изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного документа приведено в дополнительном приложении ДА
5 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за установление подлинности каких-либо или всех таких патентных прав
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011** (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 121205 Москва, Инновационный центр Сколково, ул.Нобеля, д.1, e-mail: info@tc194.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Концепция "умного города" является важным инструментом для решения городских проблем путем интеграции различных инфраструктур города рациональным и эффективным образом. Для эффективной интеграции инфраструктур должна быть обеспечена согласованность между различными типами инфраструктур, что представляет сложную задачу с учетом того, что в каждой инфраструктуре проводилась компоновка собственных решений.
Для обеспечения согласованности инфраструктур умного города должны быть определены и упорядочены функции каждой инфраструктуры с учетом потребностей умного города, а также учтены точки зрения различных заинтересованных сторон и жизненный цикл инфраструктур.
В связи с этим существует необходимость в процедуре, которой будут следовать все заинтересованные стороны, для координации инфраструктур умного города и обеспечения обмена информацией и взаимодействия между заинтересованными сторонами.
Настоящий стандарт определяет общую схему для развития и функционирования инфраструктур умного города. Целью общей схемы является обеспечение согласованности между инфраструктурами умного города. Пример обеспечения согласованности между техническими инфраструктурами представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Пример обеспечения согласованности между инфраструктурами умного города
Настоящий стандарт определяет общую схему развития и функционирования инфраструктур умного города. Схема описывает методологию планирования, разработки, эксплуатации и технического обслуживания для гармонизации каждой инфраструктуры как части умного города и обеспечивает взаимодействие между инфраструктурами.
Настоящая схема применима ко всем процессам жизненного цикла инфраструктур умного города (проектированию, планированию, разработке, эксплуатации, техническому обслуживанию, реконструкции, обратной связи и др.). Инфраструктуры включают, но не ограничиваются перечисленным, энергетику, водоснабжение, транспорт, управление отходами, ИКТ и другие.
Настоящая схема может быть принята всеми соответствующими заинтересованными сторонами, которые занимаются планированием, развитием и эксплуатацией инфраструктур умного города, включая проектировщиков, разработчиков, бизнес-операторов и поставщиков. Настоящая схема предназначена для процессов, в которых участвуют эти заинтересованные стороны, таких как управление, организация, анализ, проектирование, а также документирование.
В настоящем стандарте применены термины, представленные в [1].
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии (Information and Communication Technologies, ICT);
ЭМ - электромобиль (ElectroMobile, EM).
Инфраструктура умного города - это инфраструктура, обладающая высокой финансовой и ресурсной эффективностью и удобством для людей.
Инфраструктура умного города:
- имеет функцию координации с инфраструктурами других типов для достижения синергетического эффекта при повышении финансовой и ресурсной эффективности и удобства для людей;
- имеет адаптивные способы поддержания эффективности при изменениях обстоятельств города, включая бедствия и демографические изменения, для повышения финансовой и ресурсной эффективности и удобства для людей (способность к восстановлению/функциональная надежность).
Примечания
1 Эффективность означает выходную производительность, разделенную на вводимый ресурс.
2 Функция координации может быть реализована централизованным или децентрализованным автономным способом.
Поскольку инфраструктуры умного города обладают указанными выше свойствами, они имеют три характеристики, отличные от характеристик обычных инфраструктур (рисунок 2).
Рисунок 2 - Характеристики инфраструктур умного города
На основе характеристик формулируются проблемы. Решения проблем формируются как элементы общей схемы развития и функционирования.
Проблемы, обусловленные системой инфраструктур и длительным жизненным циклом:
- трудности в обеспечении согласованности между инфраструктурами, без чего невозможно функционирование инфраструктур умного города как единой системы;
- значительное влияние внешних систем или взаимодействий между инфраструктурами на качество и производительность инфраструктур умного города как единой системы.
Проблема, обусловленная множеством различных заинтересованных сторон:
- различные интересы и широкий круг задач заинтересованных сторон.
В таблице 1 приведены конкретные проблемы обозначенных типов, а также решения для их эффективного решения.
Таблица 1 - Возможные проблемы и пути их решения в области развития и функционирования инфраструктур умного города
Главные проблемы | Конкретные проблемы, вытекающие из главных проблем | Практические примеры | Пути решения (элементы схемы) |
Трудности в обеспечении согласованности между инфраструктурами, без чего невозможно функционирование инфраструктур умного города как единой системы | Производительность инфраструктур умного города как единой системы не может быть получена путем определения производительности каждой отдельной инфраструктуры, что приводит к недооценке преимуществ интеграции инфраструктуры в единую систему | а | Элемент А: распределение спецификаций по каждому компоненту и валидация процедур распределения (см. 5.2.1) |
Инфраструктура умного города может не достичь целевых показателей путем сборки высокопроизводительных компонентов, если не будет обеспечена согласованность между компонентами | b | ||
Значительное влияние внешних систем или взаимодействий между компонентами на качество и производительность инфраструктур умного города как единой системы | Колебания параметров различных взаимодействий (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе) могут привести к снижению эффективности инфраструктур умного города | с-е | Элемент В: спецификации, связанные с взаимодействием, включая исследования внешних/внутренних инфраструктур умного города, и принятие контрмер при планировании и функционировании |
Из-за ограничений в возможностях внешних инфраструктур требования и потребности инфраструктуры умного города как единой системы не могут быть реализованы | f | ||
Различные интересы и широкий круг задач у заинтересованных сторон | Заинтересованные стороны в различных ситуациях усложняют общение | g | Элемент С: содействие обмену информацией и коммуникации между заинтересованными сторонами |
Множество заинтересованных сторон различных инфраструктур умного города с трудом обеспечивают эффективный обмен информацией, что приводит к трудностям в планировании и развитии инфраструктур умного города | h | Всестороннее обсуждение на уровне города, в дополнение к элементам А, В и С |