Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58818-2020 Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет (с Поправкой)

     6 Расчетные скорости и нормативные нагрузки. Габариты

6.1

По характеру рельефа различают три типа местности:

- равнинная местность - местность с уклонами, не превышающими 1:20 или меньшими на протяжении не менее 500 м;

- пересеченная местность - местность с уклонами в пределах от 1:20 до 1:3 на протяжении не менее 500 м. Естественные уклоны местности превышают уклоны, допустимые для дороги и для обеспечения допустимых параметров в плане и профиле проектируемой автомобильной дороги и требуют устройства насыпей и выемок;

- горная местность - местность с уклонами, которые могут превышать 1:3 на протяжении не менее 500 м. Наклоны поверхности склонов по отношению к поперечному сечению и продольному профилю, требующие ступенчатой разработки для размещения насыпи.

[ГОСТ 33063-2014, пункт 5.3]

6.2 Расчетные скорости следует принимать в зависимости от назначения проектируемой автомобильной дороги и рельефа местности по таблице 2.

Таблица 2 - Расчетные скорости для проектирования автомобильных дорог

Назначение

Категория

Расчетная

Категория рельефа

автомобильных дорог

дороги

скорость, км/ч

Равнинный

Пересеченный

Горный

Рекомендуемая расчетная скорость, км/ч

Распределительные

IVА-р

30-80

80

50

30

IVБ-р

30-60

60

40

30

Подъезды

IVА-п

30-70

70

50

30

IVБ-п

30-60

60 (50*)

40

30

20-50

50 (40**)

40 (30**)

30 (20**)

20-40

40 (30**)

30

30 (20**)

VБ***

20-30

30 (20)

30 (20)

30 (20)

*Для подъездов к рекреационным зонам.

**Для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых.

***Для подъездов к сельскохозяйственным угодьям, в скобках - скорости 20 км/ч приведены при расчетном автомобиле - зерноуборочной машине T.

6.3 При проектировании автомобильной дороги (участка дороги) следует назначать расчетную скорость, рекомендуемую в таблице 2 в зависимости от категории рельефа. В обоснованных случаях (стесненные условия, наличие ценных земель, лесных массивов, памятников, особо охраняемых природных территорий и др.) на основе технико-экономического сравнения вариантов допускается применение расчетной скорости из диапазона интервалов, указанных в третьей графе таблицы 2.

6.4 По принятой расчетной скорости следует определять минимально допустимые значения основных геометрических элементов проектируемой автомобильной дороги.

6.5 Смена расчетной скорости на проектируемой автомобильной дороге должна происходить только в случаях изменения рельефа местности, а также по инженерным, экономическим и экологическим соображениям. При этом переход следует осуществлять постепенно, с согласованием изменения фактических скоростей движения на смежных участках трассы по коэффициенту безопасности.

6.6 Нагрузки и воздействия на мостовые сооружения, трубы, земляное полотно и подпорные стены следует применять в соответствии с ГОСТ 32960 и ГОСТ 33390, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.

6.7 При расчетах дорожных одежд для вновь проектируемых дорог категорий IVА-р, IVБ-р, IVА-п, IVБ-п следует назначать расчетную нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН, на дорогах категории VА, VБ (с дорожными одеждами низшего типа) - 60 кН. Если на дорогах категории VА и VБ в составе движения грузовых автомобилей (с нагрузкой на ось более 10 тс) не менее 10%, то расчет следует выполнять на расчетную нагрузку на ось 100 кН и устраивать дорожную одежду переходного типа, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.

При реконструкции за расчетную следует принимать максимальную осевую нагрузку от автомобилей, осуществляющих фактическое движение по данной автомобильной дороге, если автомобилей с максимальной осевой нагрузкой не менее 10% в составе движения.

6.8 Нормативную нагрузку от пешеходов на тротуарах (служебных проходах) и пешеходных мостах следует принимать в соответствии с 5.2 ГОСТ 33390-2015.

6.9 При проектировании автомобильных дорог элементы сооружений, конструкций или устройств не следует располагать внутри границ установленных габаритов приближения автомобильных дорог, указанных в ГОСТ 32959.

6.10 Габарит приближения автомобильной дороги по высоте следует принимать не менее 4,5 м в соответствии с 5.6 ГОСТ 32959-2014. Габарит по высоте на тротуарах должен быть установлен не менее 2,5 м согласно разделу 3 ГОСТ 33391-2015.

6.11 В рекреационных зонах габарит по высоте при соответствующем технико-экономическом обосновании может быть сокращен до 4,0 м.

6.12 Ширину полос безопасности на мостах и путепроводах следует принимать не менее 0,5 м, а на деревянных мостах - не менее 0,25 м.

6.13 Габариты приближения конструкций мостовых сооружений следует принимать по ГОСТ 33391.

6.14 Минимальные габариты мостовых сооружений по ширине на автомобильных дорогах с НИД следует принимать по таблице 3.

Таблица 3 - Минимальные габариты мостовых сооружений

Назначение

Категория

Количество

Габарит, м

Ширина, м*

автомобильных дорог с НИД

дороги с НИД

полос движения

полосы безопасности

проезжей части

Распределительные,

IVА-p

2

Г-8*

21,0

6,0

обеспечивающие связь между подъездами и автомобильными дорогами более высоких категорий

IVБ-p

2

Г-7

20,5

6,0

Подъезды к жилой

IVБ-п

2

Г-8

21,0

6,0

застройке, коттеджным и

1

Г-6,5*

21,0

4,5

дачным поселкам, малым транспортным терминалам

1

Г-5,5

20,5

4,5

Подъезды к фермам

IVА-п

2

Г-8

21,0

6,0

1

Г-6,5*

21,0

4,5

1

Г-5,5

20,5

4,5

Подъезды к

IVА-п

2

Г-7

20,5

6,0

промышленным

1

Г-6,5

21,0

4,5

предприятиям

1

Г-5,5

20,5

4,5

Подъезды к

IVА-п

В соответствии с габаритами обращающейся техники

месторождениям полезных

ископаемых

Подъезды к сельскохозяйственным угодьям

1

Г-5,5**

20,5

4,5

Подъезды к

IVБ-п

2

Г-8

21,0

6,0

рекреационным зонам

1

Г-6,5*

21,0

4,5

1

Г-5,5

20,5

4,5

*Для деревянных мостов (кроме мостов из клееной древесины) габарит по ширине допускается уменьшать на 0,5-1,0 м.

**При пропуске по мостам широкозахватных специальных сельскохозяйственных машин (комбайнов, сенокосилок и т.д.) допускается увеличивать габарит до требуемой ширины, но не более 7,5 м, а ширину проезжей части - 6 м. Если расчетным автомобилем является сельскохозяйственная техника, габариты мостовых сооружений по ширине назначаются в соответствии с 4.5.1 ГОСТ 33391-2015.

6.15 При обоснованном отклонении (уменьшении) расчетных нагрузок и габаритов на дорогах с НИД по отношению к установленным для основной сети автомобильных дорог в ГОСТ 32960, ГОСТ 33391 и ГОСТ 32959 на соответствующих участках следует предусматривать установку дорожных знаков, регулирующих режим движения транспортных средств.