Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52946-2019 Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод

     10 Проведение испытания

10.1 Общие положения

Можно использовать четыре специальных варианта процедуры испытаний для определения ОЧМ:

а) взятие в вилку - равновесный уровень топлива;

б) взятие в вилку - динамический уровень топлива;

в) степень сжатия;

г) взятие в вилку с использованием анализатора октанового числа.

В настоящий стандарт включена только процедура взятия в вилку - равновесный уровень топлива. Все четыре варианта испытаний имеют аналогичную прецизионность в диапазоне ОЧМ обычного товарного моторного топлива и могут использоваться для установления номинальных характеристик в специфических диапазонах ОЧМ.

Проводят проверку, все ли условия работы двигателя находятся в соответствии и равновесии с двигателем, работающим на обычном топливе.

10.2 Запуск

Определяют, что двигатель пригоден для испытания. Если для оценки двигателя используют регулировку температуры поступающей смеси, выбранная температура поступающей смеси для ОЧМ соответствующей смеси СТС должна быть использована в ходе рабочего периода для оценки каждого образца топлива в диапазоне ОЧМ данной смеси СТС.

10.3 Калибровка

10.3.1 Калибруют двигатель и контрольно-измерительную аппаратуру для установления стандартной интенсивности детонации, используя первичное эталонное топливо, значение ОЧМ которого близко к ОЧМ испытуемых образцов топлив.

10.3.2 Устанавливают высоту цилиндра (с компенсацией на барометрическое давление) в соответствии со значением справочной таблицы инструкции по эксплуатации* или ГОСТ 511-2015, приложение А, для ОЧМ выбранного первичного эталонного топлива.

10.3.3 Запускают двигатель, используя первичное эталонное топливо, и варьируют соотношение топливо - воздух для установления настройки, которая даст максимальное показание датчика интенсивности детонации.

10.3.4 Регулируют устройство управления детонометром для получения показания датчика интенсивности детонации при делении: (50±2) - для установок CFR F-1/F-2, SKY2102-VII, SYP2102-VI, (55±3) - для установок УИТ-85М, УИТ-85, УИТ-65 или в соответствии с инструкцией по эксплуатации для других установок с оптимизированным разбросом, соразмерным со стабильностью датчика интенсивности детонации.

При использовании аналогового датчика интенсивности детонации диапазон показаний детонометра должен быть максимизирован при условии удовлетворительной стабильности датчика интенсивности детонации.

Примечание - Настройка цифрового детонометра не требуется. Справочные таблицы стандартной интенсивности детонации при стандартном барометрическом давлении с указанием значений высоты цилиндра для каждого ОЧМ (до первого десятичного знака) в диапазоне ОЧМ от 40 до 120 приведены в инструкции по эксплуатации* или в ГОСТ 511-2015, приложение А (справочные таблицы по постоянной интенсивности детонации), для каждого размера диффузора карбюратора. В ГОСТ 511-2015 (приложение А)* также приведена таблица компенсации значений высоты цилиндра, установленной по справочной таблице, когда барометрическое давление ниже или выше стандартного.

________________

* См. также [1], приложение А4.

10.3.5 Если ОЧМ образца топлива выше 100, стандартная интенсивность детонации должна быть установлена с использованием одной из смесей изооктана с первичным эталонным топливом с тетраэтилсвинцом, ОЧМ которой возьмет в вилку значение образца топлива. Для выбора соответствующего первичного эталонного топлива может потребоваться несколько испытаний. Кроме того, используют первичные эталонные топлива, характерные для диапазона значений ОЧМ, установленных в таблице 2. Регулируют установки детонометра таким образом, чтобы его показания оставались по возможности большими, несмотря на нестабильность показаний датчика интенсивности детонации.

Таблица 2 - Максимально допустимые расхождения значений ОЧМ для первичного эталонного топлива в процедуре взятия в вилку

Диапазон ОЧМ образца топлива

Максимально допустимое расхождение значений ОЧМ для первичного эталонного топлива

40,0-2,0

4,0

72,0-80,0

2,4

80,0-100,0

2,0

100,0-100,7

Используют только первичные эталонные топлива с ОЧМ 100,0 и 100,7

100,7-101,3

Используют только первичные эталонные топлива с ОЧМ 100,7 и 101,3

101,3-102,5

Используют только первичные эталонные топлива с ОЧМ 101,3 и 102,5

102,5-103,5

Используют только первичные эталонные топлива с ОЧМ 102,5 и 103,5

103,5-108,6

Используют первичные эталонные топлива с разностью значений содержания тетраэтилсвинца 0,053 см/дм (0,2 см/ галлон США)

108,6-115,5

Используют первичные эталонные топлива с разностью значений содержания тетраэтилсвинца 0,132 см/дм (0,5 см/ галлон США)

115,5-120,3

Используют первичные эталонные топлива с разностью значений содержания тетраэтилсвинца 0,264 см/дм (1,0 см/галлон США)

10.4 Испытание образца топлива

10.4.1 Наливают испытуемое топливо в карбюратор, промывают топливную систему и, если возможно, смотровое стекло и плавающий резервуар, открывая и закрывая несколько раз сливной клапан смотрового стекла, и убеждаются, что в прозрачной пластиковой трубке нет пузырьков между плавающим резервуаром и смотровым стеклом.

10.4.2 Запускают двигатель с образцом топлива и проверяют, чтобы в топливной системе не было паровых пузырьков.

10.4.3 Регулируют высоту цилиндра, чтобы получить показание датчика интенсивности детонации в середине шкалы.