Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52946-2019 Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод

     9 Калибровка и проверка пригодности двигателя

9.1 Общие положения

Двигатель вводят в эксплуатацию таким образом, чтобы все параметры и режимы работы находились в равновесии и соответствовали основным параметрам двигателя и приборов.

Предупреждение - Некоторые газы и пары, например галогенсодержащие хладагенты, используемые в кондиционерах, находящихся рядом с двигателем, могут оказывать существенное влияние на значения ОЧМ. Всплески или кратковременные изменения напряжения или частоты электрического тока также могут влиять на значения ОЧМ.

Для достижения стабильности всех основных параметров двигатель обычно прогревают 1 ч. В течение последних 10 мин периода прогревания двигатель должен работать с типичным уровнем интенсивности детонации на жидком топливе.

9.2 Определение пригодности двигателя к эксплуатации

9.2.1 Пригодность двигателя к эксплуатации определяют с использованием смеси СТС для каждого диапазона ОЧМ, в котором будут оценивать образцы топлив, следующим образом:

а) не менее одного раза в течение двенадцатичасового периода работы;

б) после отключения двигателя более чем на 2 ч;

в) после работы двигателя в условиях отсутствия детонации более 2 ч;

г) после изменения барометрического давления более чем на 0,68 кПа (0,2 дюйма рт.ст.) относительно давления, которое преобладало во время предыдущего испытания смеси СТС для диапазона ОЧМ, используемого для оценки образцов топлив.

9.2.2 Процедуру взятия в вилку для оценки смесей СТС проводят с установкой высоты цилиндра (с компенсацией по барометрическому давлению) в соответствии со справочной таблицей стандартной интенсивности детонации для принятого опорного значения ОЧМ смеси СТС.

9.2.3 Стандартную интенсивность детонации определяют с использованием первичного эталонного топлива, ОЧМ которого наиболее близко к принятому эталонному значению ОЧМ смеси СТС.

9.2.4 Не используют охлаждение карбюратора.

9.3 Методика проверки пригодности к испытанию

9.3.1 Выбирают смесь(и) СТС из перечисленных в таблице 1 для диапазона(ов) ОЧМ, в котором(ых) должен быть испытан образец топлива.

Таблица 1 - ОЧМ и предельные отклонения, принятые для смеси СТС, для неотрегулированного двигателя (для оценки без настройки) и используемый диапазон ОЧМ испытуемого топлива

Двигатель

ОЧМ СТС

Состав СТС, % об.

Используемый

Номин.

Пред. откл.

диапазон ОЧМ

Толуол

Изооктан

н-Гептан

испытуемого топлива

CFR F-1/F-2

58,0

±1,1

50

0

50

До 62,3

66,9

±1,1

58

0

42

62,2-71,0

74,8

±1,0

66

0

34

70,7-76,7

78,2

±1,0

70

0

30

76,4-79,9

81,5

±0,3

74

0

26

79,6-83,5

85,2

±0,3

74

5

21

83,2-87,1

88,7

±0,3

74

10

16

86,8-90,8

92,6

±0,4

74

15

11

90,5-94,7

96,6

±1,2

74

20

6

94,4-98,4

99,8

±0,9

74

24

2

98,1-100,0

100,8

±1,3

74

26

0

Св. 100,0

SKY2102-VII,

58,0

±1,1

50

0

50

До 62,3

SYP2102-VI

66,9

±1,1

58

0

42

62,2-71,0

74,8

±1,0

66

0

34

70,7-76,7

78,2

±1,0

70

0

30

76,4-79,9

81,5

±0,3

74

0

26

79,6-83,5

85,2

±0,3

74

5

21

83,2-87,1

88,7

±0,3

74

10

16

86,8-90,8

92,6

± 0,4

74

15

11

90,5-94,7

УИТ-85М,

67,1

±0,5

58

0

42

До 71,0

УИТ-85,

71,1

±0,5

62

0

38

70,7-74,7

УИТ-65

76,9

±0,5

68

0

32

74,2-79,3

81,7

±0,5

74

0

26

78,8-83,6

85,4

±0,5

74

5

21

83,1-88,0

90,5

±0,5

74

12

14

87,5-93,0

95,6

±0,5

74

18

8

92,5-97,3

99,0

±0,5

74

22

4

92,8-100,0

100,9

±1,3

74

26

0

Св. 100,0

9.3.2 Используя стандартную температуру поступающей смеси 149°С (300°F), определяют ОЧМ смеси СТС без настройки. Квалифицируют двигатель как пригодный к испытанию, если значение ОЧМ смеси СТС соответствует установленному в таблице 1 с учетом предельного отклонения (оценка без настройки) и не требуется регулирование температуры поступающей смеси, хотя регулирование допускается, если оценка составляет более 0,1 ОЧМ от принятого опорного значения ОЧМ для эталонной смеси СТС.

Допускается начинать испытание на пригодность двигателя для нового рабочего периода, используя приблизительно туже регулировку температуры поступающей смеси, которую применяли при предыдущем режиме работы, если будут удовлетворены оба следующих условия:

а) стандартизация двигателя в ходе последнего рабочего периода потребовала регулировки температуры поступающей смеси для последнего испытания на пригодность к эксплуатации;

б) не проводились техническое обслуживание и ремонт в период между испытаниями на пригодность к эксплуатации.

9.3.3 Для неотрегулированного двигателя, параметры СТС смеси которого выходят за пределы допускаемого отклонения, установленные в таблице 1, можно отрегулировать температуру, используя температуру поступающей смеси от 141°С до 163°С. Двигатель квалифицируют как пригодный к эксплуатации, если оценка смеси СТС находится в пределах ±0,1 ОЧМ принятого опорного значения смеси СТС. Данное условие не следует использовать для оценки образцов топлив в соответствующем диапазоне ОЧМ для этой смеси СТС, если двигатель нельзя квалифицировать подобным образом. Следует установить причину невозможности оценки данной смеси СТС и устранить ее.

Примечания

1 Повышение температуры уменьшает значение ОЧМ.

2 При использовании аналогового детонометра изменение оценки смеси СТС на 0,1 ОЧМ требует регулировки температуры воздуха на входе приблизительно на 1°С (2°F).

3 При использовании цифрового детонометра изменение оценки смеси СТС на 0,1 ОЧМ требует регулировки температуры воздуха на входе приблизительно на 0,5°С (1°F).