Одним из важнейших элементов формируемой инновационной системы Российской Федерации является организация работ в области перехода отечественной промышленности на регулирование, основанное на технологическом нормировании на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Эта работа направлена на создание эффективного механизма устойчивого и стабильного развития российской промышленности с применением методов рационального использования материальных и энергетических ресурсов с учетом природоохранных мероприятий [1].
Решение задач модернизации производства с использованием НДТ отразится не только на вопросах повышения конкурентоспособности и импортозамещения, но и обеспечит качественно новый подход для обеспечения деятельности отечественных товаропроизводителей.
В 2017 году завершился один из этапов перехода на государственное регулирование на основе НДТ: в соответствии с распоряжением [2] разработаны и утверждены 51 (39 отраслевых и 12 межотраслевых) информационно-технический справочник (ИТС) по НДТ, содержащие описание основных технологических процессов, характерных для реальных секторов экономики, технологические показатели НДТ, перечень технологий, отнесенных к НДТ, а также перспективные технологии, определяющие вектор (направление) развития производства по [2].
Следующим шагом по обеспечению перехода на государственное регулирование на основе НДТ должна стать проработка вопросов правоприменения ИТС НДТ, таких как решение задач по оценке НДТ при осуществлении хозяйственной и/или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в рамках поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов при рассмотрении и одобрении проектов программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ) Межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (МВК) до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ по [3]-[4].
В последующий период возникнет задача соблюдения требований НДТ и их оценки при работе экспертных комиссий по рассмотрению заявок на оказание Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) мер государственной поддержки и рассмотрения инвестиционных проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе НДТ по [5].
Таким образом, в Российской Федерации должны быть сформированы общие принципы построения системы оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований НДТ.
Решение о выстраивании в Российской Федерации системы оценки НДТ берет свое начало еще с 2014 года, когда по [6] был утвержден Комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных технологий.
На тот момент нормативно-правовая база по НДТ только формировалась: не были определены области применения НДТ; порядок определения технологии в качестве НДТ; критерии, на основании которых осуществлялось отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий [7]-[9].
По мере перехода на государственное регулирование на основе НДТ появилось понимание того, что в Российской Федерации должна быть создана система экспертной оценки внедрения НДТ, сформированы экспертные отраслевые и межотраслевые советы НДТ, объединенные в экспертное сообщество НДТ, целью которого станет осуществление экспертной оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов принципам НДТ.
Создание системы оценки НДТ и формирование экспертного сообщества НДТ стало задачей федерального проекта 4.11 "Внедрение наилучших доступных технологий", включенного в Национальный проект "Экология" (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 сентября 2018 г. N 12), разработанного на основании [10].
Основное назначение настоящего стандарта заключается в построении структуры оценки технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в части выполнения требований НДТ.
Настоящий стандарт содержит положения, определяющие порядок организации работы участников системы оценки НДТ, а также основные принципы и критерии оценки для обеспечения объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет выполнения (соблюдения) требований НДТ с целью обеспечения информационной поддержки всем заинтересованным сторонам для принятия экологически значимых решений.